Завод имени Малышева долгие годы был засекреченным производством. До сих пор на чужаков здесь смотрят настороженно. Правда, несмотря на это, легендарный и некогда процветающий завод не исчезает из новостийных сюжетов. Но популярность эта стала результатом не успехов, а наоборот, кризиса на предприятии.

Не танк, так комбайн
Как рассказал представитель руководства завода, не пожелавший представиться (общение заводчан с журналистами строго контролируется и не сильно приветствуется), на заводе числится 10 тысяч сотрудников, которых нужно обеспечить работой. Поэтому, кроме «специальной продукции», производящейся по государственному заказу (бронетехники и комплектующих к ней), приоритетными разработками считаются также бурошнековые комплексы и производство дизелей. В последнее время завод нашел довольно перспективных по объему закупок китайских партнеров. Только в нынешнем году
планируется поставить китайцам 18 угледобывающих комплексов.
У завода есть еще два направления работы — производство нефтеперерабатывающей техники (буровых вышек) и комбайнов «Обрiй». Несмотря на некоторую негативную реакцию чиновников предыдущего правительства, на заводе к производству комбайнов относятся положительно. Аргумент: «мы не конкуренты остальным производителям, а тем более тем, кто специализируется на данной продукции. В Украине ежегодная потребность в комбайнах составляет около 50 тысяч машин. В Харьковской области производятся комбайны «Обрiй» и «Енисей» (в Лозовой), комбайностроением занимаются также в Херсоне и в Славутиче. Все машины разного класса, пригодные для разных погодных условий, потому говорить о повышении уровня конкуренции нельзя». Кстати, по данным комбайнового завода «Обрiй» — производственного филиала завода им. Малышева, — в 2004 г. было произведено 15 комбайнов. Однако достаточно высокая для сельхозпроизводителей цена — 350 тысяч гривен без НДС — и сезонная специфика машин не дают возможности массовых продаж техники. Именно поэтому «Малышев» настаивает на необходимости введения лизинговых схем (рассроченные платежи для сельхозпредприятий на покупку техники). А на сегодня выход для сельхозпроизводителей — компенсационные схемы (погашение части процентов по кредитам на покупку сложной техники). Такие схемы действуют на всеукраинском и харьковском уровнях (компенсации из государственного или местного бюджетов). Однако вся техника, которую можно купить с такой скидкой, четко перечислена. Например, из областного бюджета в прошлом и позапрошлом годах деньги на компенсацию кредитов на комбайны не предусмотрены. Что, в свою очередь, не дает развиваться нормальными темпами «мирному» производству военного завода.
Основное же направление работы завода — все-таки военная техника. Так, в 2004 году завод модернизировал танки в боевые машины «Булат». Но работы для Министерства обороны проводятся только на основании госзаказа. Его Кабинет министров Украины включает отдельной строкой в Закон о бюджете страны на год. В нынешнем году бюджет на первые месяцы принят без строки о заказе работ заводу Малышева от государства, что предполагалось сделать в ноябре-декабре. Сейчас идет активное формирование предложений в законопроект, за который парламентарии будут голосовать в ближайшее время. Но на заводе надеются, что строка о средствах на модернизацию бронетанковой техники будет присутствовать в принятом документе. Для того чтобы удержаться на плаву, специалисты завода приняли участие в разработке концепции вооружения армии Украины в части бронетанковой техники. Кроме того, руководство предприятия намерено торговать с «Укрзалiзницей» и россиянами дизельными двигателями. А в последнее время открыто представительство завода им. Малышева в Китае.
Инъекция под броню
Политики и экономисты всегда исходят из того, что самый серьезный показатель эффективности менеджмента — прибыль предприятия. Любой долг мелкого предпринимателя или крупнейшей корпорации свидетельствует о просчете. Резкий взлет после падения — заслуга, как теперь модно говорить, кризисных менеджеров. Но, во-первых, для оборонного предприятия, принадлежащего государству, найти того самого «нужного человека», который его выведет из кризиса и не разрушит отлаженное десятилетиями производство, очень трудно. Кроме того, идею «все что можно — продайте, возьмите кредит и начните новое производство» реализовать невозможно: ни болта из имущества завода без ведома государства продать нельзя. В свете реформирования украинской армии, то есть сокращения, ситуация еще больше
усложняется.
Во время недавнего визита в Харьков первый вице-премьер Анатолий Кинах уделил много внимания ситуации на заводе. Как было заявлено на встрече, сейчас предприятие находится в критическом состоянии. Только рабочим завод должен девять миллионов гривен. По итогам 2004 года завод «заработал»
46 млн. грн. убытков, его кредиторская задолженность составляет 176 млн. грн.
По словам губернатора Арсена Авакова, завод имени Малышева пострадал не только по экономическим, но и по политическим мотивам: «Завод в прошлом году был подвергнут своеобразной политической порке. Я имею в виду радикальное изъятие из госбюджета статьи расходов на модернизацию танков Т-64. Думаю, для таких агрессивных мер со стороны прошлого правительства не последнюю роль сыграло посещение предприятия Виктором Ющенко в декабре прошлого года в статусе кандидата в президенты...»
Как пообещал Анатолий Кинах, новый Кабмин постарается исправить ошибки старого правительства. На днях там будет проведено специальное заседание по проблемам завода Малышева. Правительство рассмотрит вопрос о финансировании программ по модернизации танков на заводе. Первый вице-премьер считает, что нужно провести ревизию в оборонной промышленности страны и, возможно, пересмотреть работу ремонтных предприятий, которые дублируют работу завода
им. Малышева. Анатолий Кинах отметил, что заводу нужны не «разовые денежные инъекции, а загрузка на среднесрочную перспективу».
А тем временем
КБ им. Морозова разрабатывает новый БТР
КБ им. Морозова разрабатывает новый БТР
В отличие от завода им. Малышева, Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени Морозова не стоит на краю пропасти. Сейчас там приступили к разработке бронетранспортеров
и боевых машин пехоты нового поколения.
Проведенные маркетологами КБ исследования мирового рынка вооружений показали, что такие бронемашины будут пользоваться спросом. Поэтому руководство предприятия решило не ограничиваться работами по основной для КБ — танковой — тематике, а заниматься всеми видами бронемашин для любых армий. Тем более что такой опыт у коллектива КБ уже есть. Например, в рамках Государственного оборонного заказа был модернизирован известный в украинских войсках бронетранспортер БТР-70. Обновленная машина успешно выдержала государственные испытания, в ходе которых БТР прошел более 20 тысяч километров. Особое внимание коллектив бюро уделяет модернизации танка Т-72, находящегося на вооружении ряда стран Восточной Европы. Одно из наиболее серьезных достижений последнего десятилетия: танк Т-84, серийное производство которого организовано на заводе имени Малышева, по оценкам специалистов считается одним из лучших современных танков в мире — наряду с зарубежными «Абрамс М1А2», «Леклерк» и «Леопард-2А6».