В этом году жители Алексеевки наверняка не смогут добраться в центр города со станции метро «Победа».

Да и в следующем году такая возможность им вряд ли представится. По словам метростроевцев, минимальный срок строительства 30-й станции подземки – полтора года с момента поступления средств. А основное финансирование этого объекта Кабмин запланировал на 2014 год.

Когда в Харькове разморозят «Победу»: фото-факты


Как уже писал «Вечерний Харьков» Кабмин своим распоряжением от 6 марта 2013 года утвердил скорректированный проект и титул строительства третьей линии харьковского метрополитена от станции «Научная» до станции «Победа». Согласно документу, чтобы сдать в эксплуатацию 30-ю станцию харьковской подземки, необходимо 555,6 млн грн. Основное финансирование предусмотрено на 2014 год. Хотя в Департаменте экономики и международных отношений ХОГА рассматривают возможность пуска станции уже в этом году – за счет кредитных средств ЕБРР под государственную гарантию.

О сроках сдачи многострадальной «Победы», которую начали строить еще в 1992 году, и трудностях, с которыми пришлось столкнуться строителям, «Вечернему Харькову» рассказал Николай Шевякин (на снимке), председатель правления организации ПАО ХССМУ «Тоннельстрой», которая является генподрядчиком строительства метрополитена в Харькове.

Безопасность объекта – прежде всего


– Николай Гаврилович, больше года назад работы на станции метро «Победа» прекратились из-за отсутствия финансирования. Какая сумма необходима для возобновления строительства и сдачи объекта в эксплуатацию?

– По нашим подсчетам, на эти цели необходимо 409 миллионов гривен: 323 млн – на строймонтаж, 70 млн – на оборудование, остальные на пуско-наладку. Но это без учета благоустройства территории и других работ. Однако по своему 46-летнему опыту работы я знаю: если в бюджете на текущий год финансирование не заложено, без специального поручения или специального решения Кабмина получить эти деньги нельзя.

Что касается денег ЕБРР, то на их получение необходимо время, а это не меньше года. Так, в середине прошлого года было принято решение о привлечении займа от ЕБРР для завершения строительства метрополитена в Днепропетровске в размере 152 млн евро. Восемь месяцев прошло – а деньги до сих пор не поступили.

– Если финансирование все-таки поступит, на что в первую очередь будут направлены средства?

– На проведение работ, связанных с безопасностью объекта. Во-первых, нужно закончить вестибюль № 1, перекрыть его, сделать гидроизоляцию, дренажи, засыпать и обеспечить устойчивость объекта. Во-вторых, ввести в эксплуатацию дренажную насосную станцию, которая будет работать в автоматическом режиме. Ну и, конечно же, завершить работы по вестибюлю № 2, которые выполнены на 70%. Лишь тогда эту часть сооружения можно считать безопасной.

Одновременно необходимо начать работы по строительству платформенной части между вестибюлями № 1 и № 2 под проспектом Победы. К этим работам мы еще даже не приступали. И, конечно же, завершить хвостовую часть вестибюля № 1, который переходит в перегонные тупики – там тоже предстоит большая работа.

Москвичи гоняются за нашими специалистами


– Николай Гаврилович, сколько реально потребуется времени на то, чтобы достроить и сдать «Победу» в эксплуатацию?

– Как минимум полтора года с момента поступления денег. Только на то, чтобы собрать разбежавшийся во время вынужденного простоя коллектив «Тоннельстроя», потребуется полтора-два месяца. За последний год наша организация потеряла более сотни высококвалифицированных специалистов – половина из них работает на строительстве метро в Москве, остальные нашли себя в других отраслях. И я не уверен, что их можно вернуть, потому что «стоп– старт» им уже надоел, людям нужна постоянная работа, постоянный заработок. Это огромная проблема с учетом того, что никакой другой специалист в тоннельных сооружениях не компетентен – это очень узкая специфика, и настоящих профессионалов в этой отрасли по пальцам пересчитать можно.
Проблема кадров – это не только проблема метростроителей, но и всей строительной отрасли Украины. Кроме того, завод, который производит специфический бетон именно для нужд метрополитена, тоже остановился.

– А если прибегнуть к помощи подобных специализированных предприятий, которые заняты на строительстве метро в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Москве?

– Это нереально, и я объясню почему. Не секрет, что в тендере на строительство харьковской «Победы» участвовал и Киевметрострой – кстати, единственная «живая» структура в Украине, занимающаяся такими работами. Но еще пять лет назад цену строительства киевляне выставили на 40% дороже. Конечно, сегодня можно было привлечь эту организацию, но цена вопроса будет уже совсем другая. Столица строит подземку только в монолитном варианте, у них есть для этого специальное оборудование. У нас же проект сделан под мощности Харькометростроя, под его технологии. Благодаря этому у нас строительство метро обходится в 2,5 раза дешевле, чем в Киеве.

Что касается Донецкметростроя, то сегодня эта организация существует лишь номинально – весь технический и кадровый потенциал утерян. Днепропетровские коллеги тоже работают в долг и работы ведут в основном закрытым способом (тогда как «Победа» строится открытым). То есть тоже нет возможностей привлечь их к нашей стройке. Они, наоборот, пытаются переманить наши кадры.

А москвичи вообще бегают за нашими специалистами, поскольку в России наблюдается острый дефицит метростроителей – порядка 30 тысяч человек, чтобы выполнить поставленные московским правительством задачи – ежегодно вводить в эксплуатацию не менее десяти станций метрополитена.

Таким образом, альтернативы нашей организации нет. И, к счастью, руководство города и области это прекрасно понимает. К вспомогательным работам мы привлекаем харьковские строительные предприятия.

– Надеемся, что «Победа» все же будет профинансирована и достроена в кратчайшие сроки – харьковчане этого с нетерпением ждут.

– Я уверен, что и руководство области в лице губернатора Михаила Добкина и руководство города в лице мэра Геннадия Кернеса не позволят оставить этот недострой. Они сильные, волевые руководители и любое начатое дело доводят до конца. Честно говоря, в этой ситуации я надеюсь только на них.

На Одесскую – только при гарантированном финансировании


– Следующий этап – продолжение Алексеевской линии в сторону аэропорта. С какими сложностями могут столкнуться метростроители на этом участке?

– Здесь гидрогеологические условия очень сложные, потому что трасса метрополитена расположена в зоне подтопления и плывунов. На глубине от 1,8 до 2 м находятся заболоченные местности, где придется применить новую технологию – так называемые щиты непрерывного действия. Это своего рода цилиндр диаметром 6,8 метра, в котором расположен комплекс механизмов для самостоятельного прохождения под землей. Такая технология даст возможность работать независимо от гидрологических и внешних условий. Со станции «Державинская» работы будут проведены открытым способом (порядка 400 метров), а со стороны Одесской (от стоянки напротив рынка) мы выроем котлован. Потом запустим щит, который пойдет от станции «Державинская» до Одесской, развернем его в котловане на Одесской и пойдем проходкой снова до Державинской, где он будет демонтирован. Вопросы технологии, ведения работ и приобретения техники в лизинг нами отработаны.



Но начинать строительство в этом направлении можно только при гарантированном регулярном финансировании. Поскольку прекращение работ, как это происходит на «Победе», приведет к аварии. Дело в том, что щит непрерывного действия стоит порядка 15 миллионов евро. И специфика этого оборудования в том, что останавливать его нельзя ни в коем случае. Так как во время простоя оно будет затоплено грунтовыми водами и соответственно придет в негодность.

Полный фоторепортаж с замороженной стройки – в фотобанке ВХ


– Николай Гаврилович, уникальность вашей организации заключается не только в способности профессионально работать на строительстве метро. «Тоннельстрой» – практически единственная организация в Харькове, способная выполнить узкопрофильные работы, справиться с которыми не под силу другим специалистам.

– Это действительно так. «Тоннельстрой» – единственная действующая организация в Украине, способная выполнить ремонтные работы и прокладку новых тоннелей глубокого заложения. И сегодня, учитывая изношенность наших сооружений на 80-90%, иметь «живую» организацию, которая располагает соответствующим снаряжением и может, скажем, смонтировать или отремонтировать насосное оборудование на глубине 27 метров, просто необходимо.

Так, по просьбе горводоканала мы ведем работы на Диканевской насосной станции по замене устаревших фекальных насосов на новые – шведской фирмы Flygt. А вот запустить в эксплуатацию дублирующий коллектор, который мы начали строить после аварии на Диканевских очистных сооружениях, чтобы ликвидировать возможность возникновения аварийных ситуаций на этих сооружениях, пока не можем – не хватает финансирования, причем совсем немного – 1,3 млн грн.

«Тоннельстрой» стратегически нужна Харькову и в случае банкротства предприятия город лишится специалистов, способных в аварийной ситуации провести необходимые работы.


15 мая «Тоннельстрой» могут отключить от электроснабжения
– Строительство метрополитена в г. Харькове осуществляло ЧАО «Харьковметрострой» и ЧАО ССМУ «Тоннельстрой». В июне 2009 года возбуждено дело о банкротстве ОАО «Харьковметрострой», которое признало требования своих кредиторов. В ноябре 2009 года судом вынесено решение о признании ЧАО«Харьковметрострой» банкротом и открыта процедура санации предприятия, – ответили на официальный запрос «Вечернего Харькова» в АК «Харьковоблэнерго». – На 08.04.2013 г. долг ОАО «Харьковметрострой» перед АК «Харьковоблэнерго» составляет 388 236.27 грн. (с декабря 2008 года по май 2009-го). Вся задолженность внесена в реестр требований кредиторов. На сегодняшний день ЧАО «Харьковметрострой» не ведет хозяйственной деятельности.

ЧАО ССМУ «Тоннельстрой» на 08.04.13 не имеет задолженности за потребленную в марте текущего года электроэнергию, но не имеет предоплаты на апрель, предусмотренной условиями договора. Руководство «Тоннельстрой» обращалось 03.04.2013 г. в АК «Харьковоблэнерго» с письмом, гарантируя оплату электроэнергии, которая будет потреблена в апреле, в срок до 15.04.2013 г. Просьба ЧАО ССМУ «Тоннельстрой» удовлетворена, однако при отсутствии оплаты электроснабжение объектов этой организации будет прекращено 15.04.2013 г.

В соответствии с требованиями ст. 24 Закона Украины «Об электроэнергетике» и п. 7.5 Правил пользования электрической энергией, «поставщик электрической энергии обязан, предупредив потребителя не позднее чем за три рабочих дня, прекратить полностью или частично поставки ему электрической энергии, в случае ...неуплаты счетов согласно условиям договора, наличие которых предусмотрено Правилами пользования электрической энергией...».

P.S. Как сообщили «Вечернему Харькову» в пресс-службе АК «Харьковоблэнерго», принимая во внимание социальную важность строящегося объекта для города и харьковчан, а также тот факт, что электроэнергия идет на работу откачивающей станции, АК «Харьковоблэнерго» пошел навстречу ЧАО ССМУ «Тоннельстрой» и перенесла сроки отключения этого предприятия от электроэнергии на 15 мая.

Счета заблокированы


– А почему вы заговорили о банкротстве организации?

– Дело в том, что по иску Пенсионного фонда за задолженность прошлых лет по льготным пенсиям решением суда наложен арест на все счета «Тоннельстроя», и наша организация практически не имеет возможности вести финансовую деятельность, в том числе и обслуживание станции «Победа». Задолженность образовалась в период с 2001 по 2005 год, когда организация еще была государственной формы собственности, то есть мы должны сейчас погашать долги совершенно другой структуры – а это ежемесячно 150--200 тысяч грн. В связи со сложившимися обстоятельствами предприятие оказывается в ситуации, когда оно не может отвечать по своим обязательствам, и, как следствие, это ведет к банкротству. Тогда задолженность по выплатам льготных пенсий ляжет на плечи государства.

Мы обращались в Пенсионный фонд Киевского района с просьбой отсрочить погашение задолженности до момента возобновления строительства метро, но получили отказ. Просьба к газете, Пенсионному фонду и исполнительной службе помочь нам получить эту отсрочку. Ведь метро мы строим не для нашей организации, а для государства, города, харьковчан...

Каждый день простоя выливается харьковским метростроевцам в копеечку


Вторая проблема – долги за электроэнергию. «Харьковоблэнерго» грозит отключить от питания ст. м. «Победа» и камеру гражданской обороны на ул. Шевченко. На этой камере ведется постоянная откачка воды из недостроенных сооружений метрополитена. И в случае ее отключения возможно подтопление станций подземки. Я уж не говорю об обслуживании строящейся станции метро «Победа», требующее огромных затрат на электроэнергию: это и вентилирование существующей тяговой подстанции, где смонтировано оборудование более чем на 20 млн грн., и откачка воды в вестибюле № 2, который соединяется тоннельным перегоном с действующей ст. м. «Алексеевская»...

Проблему с выплатой льготных пенсий может решить только суд
– ЧАО ССМУ «Тоннельстрой», находящееся на учете в качестве плательщика взносов в управлении Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Харькова, имеет особо вредные и особо тяжелые условия труда. Согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении», оно должно ежемесячно возмещать Пенсионному фонду расходы на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных пенсионерам, получившим льготный стаж на данном предприятии, – комментируют ситуацию с льготными пенсиями в Пенсионном фонде Украины в Харьковской области.

На начало апреля 2013 года за предприятием числится задолженность по возмещению льготных пенсий в сумме 862,7 тыс. грн. Указанные суммы долга управлением ПФ взимаются в соответствии с ЗУ «Об исполнительном производстве» в принудительном порядке Государственной исполнительной службой по исполнительным листам по решению суда, вступившего в законную силу.

Исходя из объяснений генерального директора, долг возник в связи с прекращением финансирования предприятия с января 2012 года. В связи с этим оно не имеет возможности в полном объеме и своевременно возместить льготные пенсии. Исправить ситуацию по погашению задолженности в ПФ возможно путем возобновления финансирования работ по строительству станций метро или самостоятельным обеспечением объемом работы.

Согласно статье 36 ЗУ «Об исполнительном производстве», при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения или делающих его невозможным, государственный исполнитель по собственной инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд, выдавшего исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения, а также об установлении или изменении способа и порядка исполнения. Также, в соответствии со ст. 38 этого закона, исполнительное производство может быть приостановлено в случае обращения государственного исполнителя в суд, выдавшего исполнительный документ, с заявлением о разъяснении решения, подлежащего исполнению, об отсрочке или рассрочке исполнения, а также об установлении или изменении способа и порядка исполнения.