Православный мир вступил в последнюю неделю перед Светлым Христовым Воскресеньем. Эта неделя получила название Страстной. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданий и смерти.

В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Эту неделю называют также Белой, или Чистой, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме. Во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства брака и крещения.

Каждый день Страстной недели называется "великим" и связан со своими обычаями и приметами.

В богослужении Великого понедельника вспоминается евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Вторник посвящен теме "мудрых дев", которые, в отличие от своих неразумных сестер, были готовы к приходу Господа.

Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной, или Чистый, четверг. Этот день установлен церковью в память Тайной вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Песаха. На этой трапезе спаситель преломил хлеб, и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, ядите: сие есть тело мое". И, взяв чашу и поблагодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все; ибо сие есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Так впервые Иисус Христос сам установил таинство причащения, заповедав совершать его в дальнейшем. Также в богослужении Великого четверга еще омовение Христом ног своим ученикам в знак смирения и любви к ним, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

В этот день весь дом убирали до сверкающей чистоты. Хозяйки по традиции чистили дом, двор, огород от накопившейся за зиму грязи, а также украшали избу: расстилали чистые праздничные половики, развешивали красивые полотенца и занавески. Считается, что если в этот день убрать в доме, то весь год будет чисто. Закончив уборку в доме, приступали к стряпне, готовили некоторые блюда к Пасхе и красили яйца.

Но главное в этот день для православного - позаботиться о чистоте собственной души. В Великий четверг все верующие стараются причаститься. Согласно учению русской православной церкви, причастие укрепляет духовные силы человека, соединяет верующих с Богом и между собою - в единое тело церкви.

В день Великой пятницы - особо строгий пост, этот день посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа. В пятницу, в день воспоминания святых спасительных страстей Иисуса Христа, принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).

В Великую субботу совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.

В течение всего дня в храмах проводится освящение блюд пасхальной трапезы: куличей, яиц, соли, мясных продуктов и т.д. Весь православный народ готовится к Пасхе.

Страстная неделя или седмица

Страстная неделя (Страстная седмица) - последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста) и за Вербным воскресеньем, во время которой вспоминаются Тайная вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

Все дни Страстной седмицы носят название "великих" - Великий понедельник, Великий вторник и т.д, а также употребляется эпитет "Страстной".

В православии первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных даров, в Великий четверг и Великую субботу - литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается.

Великий пост состоит из Великой четыредесятницы и Страстной недели. Богослужению в страстную неделю придается особое значение. В Страстную неделю пост особенно строг.

Великий понедельник. В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Великий вторник. В Великий вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные им в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Великая среда. В Великую среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве спасителя одним из двенадцати апостолов - Иудой Искариотом, его переговоры с первосвященниками. Также вспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила его таким образом к погребению.

Великий четверг. Воспоминание о тайной вечере. Омовение Христом ног ученикам. Молитва Христа в Гефсиманском саду. Предательство Иуды.

Великая пятница. Воспоминания о суде, распятии и крестной смерти спасителя. На утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых. На вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и "На плач Пресвятой Богородицы". В православии с закатом Солнца до полуночи Пасхи не употребляется пища.

Великая суббота. Воспоминание о пребывании Христа во гробе. Освящение еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.