Харьковские студенты посоревнуются за звание самых быстрых и экономичных гонщиков. Команда «ЛСА ХАДИ» примет участие в международном студенческом соревновании «Эко-марафон 2013».

В этом году на гонки экономичных автомобилей съедутся  225 команд из 35 стран Европы, ближнего Востока и Африки.

Впервые соревнования по экономии топлива прошли еще в 1939 году. Спустя 30 лет они официально получили название Эко-марафона. В этом году гонки пройдут с 15 по 19 мая в Нидерландах на улицах города Роттердама.

Команда гонщиков из Харьковского национального автодорожного университета участвовала в Эко-марафоне уже дважды. В 2012 году ребята на своем автомобиле «ХАДИ-34» поставили рекорд Украины проехав 575 километров на 1 литре топлива. В нынешних соревнованиях их ждет очередное испытание – гонки будут проходить не как раньше на специальной трассе, а в условиях мегаполиса.

– Для нас это будет дебют на городских магистралях. В прошлом году соревнования уже проходили в таком режиме, но мы в них не участвовали, – говорит капитан «ЛСА ХАДИ» Александр Чернышев. – Разница в том, что  автомобили не приспособлены для движения по городу. Они очень легкие, хрупкие и достаточно быстрые, поэтому управлять ими не на специальной трассе будет непросто. Политика организаторов Эко-марафона сводится к тому, чтобы сделать эти автомобили максимально приближенными к машинам общего пользования. Поэтому год из года технические требования ужесточаются, а теперь вот и трассу заменили обычной улицей. Одна из задач соревнований – получить очень экономичный и экологически чистый автомобиль.

Побить рекорд будет непросто


Участники марафона уже сейчас готовятся к трудностям - из-за необычных условий побить свой предыдущий рекорд будет не просто.  

– В прошлом году это мероприятие уже проходило на улицах города, и тогда падение рекордов было значительным, – говорит заведующий кафедрой автомобилей Харьковского национального автодорожного университета Валерий Клименко. – Официальный рекорд топливной экономичности – 4 986 км на 1 литре топлива. Его в 2011 году установила французская команда университета Нанта. В прошлом году, когда условия трассы изменились, эти ребята сохранили первенство, но их показатели были почти в два раза ниже.

Конкуренты тщательно скрывают свои разработки


Кто будет главным конкурентом в нынешней гонке, харьковчане предсказать не берутся, говорят, что год от года соперники стараются усовершенствовать автомобили так, чтобы покорить всех. В числе фаворитов две французские команды, венгры, финны и итальянцы. Чтобы хоть как-то дотянуться до их результатов харьковские гонщики как могли усовершенствовали свой  автомобиль «ХАДИ-34». 

– Развивать конструкцию можем только за счет спонсоров, а их нет, поэтому ограничились тем, что поставили на «ХАДИ-34» двигатель с электронным впрыском топлива, – объясняет Валерий Клименко. – Это позволит дополнительно экономить горючее. Помимо этого мы модернизировали отдельные узлы автомобиля, сделали их легче. Чтобы установить новый рекорд, машину нужно сделать максимально легкой. Сейчас она весит 43 килограмма, а вот французский автомобиль почти в два раза легче – всего 28 килограммов. Его корпус сделан из специального легкого и высокопрочного материала – углепластика, но чтобы поставить такой корпус на «ХАДИ-34» нужно порядка десяти тысяч долларов.

Есть у соперников и другие преимущества – много значат шины и подшипники. Благодаря им, например, французский автомобиль может после разгона долго двигаться накатом и экономит топливо. Однако производители таких шин тщательно скрывают свое ноу-хау.

Харьковчане возьмут в дорогу сало


Команда харьковских «марафонцев» одна из самых малочисленных – непосредственно на трассу выезжает десять человек. У каждого из них своя роль.

– По условиям соревнования должно быть минимум два пилота, которые проводят одинаковое время в автомобиле, – рассказывает Александр Чернышев. – Должен быть капитан, который не задействован ни в какой работе, а только держит связь с организатором. Так же есть два человека, которые сигнализируют пилоту во время движения, – показывают скорость, расход топлива, быстрее или медленнее нужно ехать и т.д. Помимо этого мы обязательно берем тех, кто будет рассказывать участникам марафона об Украине. В этом году, как и в прошлый раз, мы возьмем с собой украинское сало и брошюрки о нашей стране. Там описаны традиции, города, памятники и, конечно же, украинская кухня.

В Украине нет специальных трасс


Готовиться к соревнованиям пилотам команды «ЛСА ХАДИ» приходится только теоретически.

– Ребят обучаем только виртуально – объясняем, как избрать тактику движения. А для практики у нас нет трассы, – сетует Валерий Клименко. – Мы пробовали тренироваться на стадионе ХТЗ, но там габариты не позволяют сделать полноценный заезд – трудно вписаться в поворот, а специальных трасс нет в Украине нет. Во время гонок ребятам предстоит проехать около четырех километров. Сложность в том, что на трассе будет пять поворотов под углом 90 градусов и все это в черте города.


Энтузиасты уже придумывают новый автомобиль


Сейчас автомобиль харьковчан «ХАДИ 34» проходит последний техосмотр перед Эко-марафоном. Между тем в вузе уже задумали собрать новую машину для таких соревнований.

– Это будет принципиально новый автомобиль, – делится Валерий Клименко. – Над его созданием работает специальный технический совет. Ученые продумывают и просчитывают, какой будет аэродинамика, трансмиссия, двигатель, разрабатывают проекты электронных систем контроля движения.

Создать новый экологический болид ученые планируют в следующем году. Собирать машину по чертежам светил автомобилестроения будут студенты.