Харьковский художественный музей впервые представит персональную выставку графики харьковского художника Гиасара Нежада Ханзали. Выходец из Ирана, он с 2003 года живет в Украине. Выставка откроется 8 мая.

Современное искусство всё чаще отходит от реального «иллюстрирования» или репрезентации окружающего мира, базируясь на образной «кодировке» общей концепции работы. Игра на противопоставлении реального и условного порождает интертекстуальность произведения, которая одинаково соотносится как с отдельными сегментами, так и с ним в целом. Первичный текст создаётся самим автором, а вторичный - образуют его герои. Театрализованость, трансформирующаяся в игровой момент, присуща всей графической серии «Пугало» (2010-2011).

Утилитарное назначение пугала, его ветхий вид и специфическое назначение часто вызывают поверхностное восприятие этого персонажа у обывателей. Однако, это колоритный образ, вошедший в искусство не только как птичье страшило, но и как символ отчуждённости, нелепости и странности людской. Это метафора человечества. Оно становится аллегорическим изображением миллиардов людей, поднимает проблему самопозиционирования личности в огромном мире, который зачастую диктует манеру поведения и даже мышления общества. Сам образ пугала предстаёт очень многогранно. Оно фактически живёт, мыслит, чувствует, мечтает, переживает – в общем, испытывает весь перечень чувств, оставаясь при этом фактически неодушевлённым. Отрывки его жизни, представленные в серии, соответствуют определённым моментам человеческого существования, которые достаточно легко прочитываются по приводимым аналогиям.
Каждый лист имеет название, приоткрывающее смысловое и символическое содержание. Открывает графическую серию работа озаглавленная «Кража». Всё существование пугала сосредоточено на взаимоотношениях с птицами. А поле становится местом его заточения: смотреть можно только в одну сторону, надеясь на изменение ветра, который тебя развернёт. Жизненное пространство большинства людей в современном обществе, не смотря на их колоссальные возможности, часто таким же образом ограничивается одной точкой зрения. Исходя из неё, человек видит одни и те же спектры-фрагменты жизни, сливающиеся в плотный круг, который сложно разорвать или привнести в него что-либо новое.

Второй лист носит название «Не хочу упасть». Единственная точка опоры всегда держит персонажа неподвижным, не давая ему возможности передвижения, но она не достаточно устойчива для противостояния природным стихиям. Пугало, олицетворяющее сильную личность, несмотря на внешнюю ветхость, уверенно борется с бьющим в лицо ветром. Оно выполняет свою работу и данные обещания при любых обстоятельствах, тем самым совершенствуясь само, укрепляясь в своей жизненной позиции. А встречный ветер сдувает всё старое, уничтожая и очищая одновременно.

Следующий лист серии – «Дружба с врагами». Изображение пугала занимает практически всё поле листа, фактически являясь его портретом. Оно находится на поле среди большого количества ворон. Птицы уже не бояться его, но составляют всё его окружение. Они, вольные и свободные в передвижении, сближаются с пугалом в его одиночестве. Вороны становятся частью его жизни, они даже в его голове, ведь ни о чём другом он и не может думать. Пугало – человек, достигающий почти невозможного - он дружит со своими врагами, делает их частью души и основой существования, как функционального, так и духовного.

Четвёртый лист серии называется «Некого пугать». В жизни пугала случается самое страшное – из неё исчезают вороны. С одной стороны, это и есть его цель, но теперь его жизнь закончена, ведь пугать некого. Вокруг собрано множество других, подобных ему: пугало-робот, пугало-ребёнок, пугало-заключённый, клоун, даже могильный крест с наброшенной на него драпировкой становится пугалом. Эти образы - воплощение людей разных по роду своих занятий, но единых по своей сути. Они до того заполонили поле, что места для ворон в нём просто не осталось. Люди сами убивают окружающую среду, часто нанося ей непоправимый вред. Делая новые большие открытия, они порой во многом достигают критической точки, когда все пугала – бездельники, занимающиеся чем-то второстепенным. Они просто не могут выполнять свою работу, поскольку «пугать» некого.

«Мечта о путешествии» – последняя работа серии. Она обращена к первому графическому листу мотивом путешествия, но в данном случае пугало решается самостоятельно отправиться в путь. Человек всегда стремится к познанию нового, мечтая увидеть всё больше и больше. Ещё острее чувствует эту необходимость пугало, недвижимое всю жизнь. Он едет на цирковом одноколёсном велосипеде, удивительно сохраняя баланс, и при этом очень напоминает клоуна. Цирк представляется метафорическим воплощением открытости мира, движения как такового и возможностью осуществить мечты.
Гиасар Нежад Ханзали.

Справка
Гиасар Нежад Ханзали в 2011 году окончил Харьковскую государственную академию дизайна и искусств. Работает в основном в технике линогравюры. Принимал участие в выставках MINIPRINT (2008, Барселона, Испания), «Алиса в стране чудес» (2008, Харьковский литературный музей), Областная выставка станковой графики (2009, Харьков), Художественная выставка-конкурс им. Георгия Якутовича (2012, Киев), Областная выставка книжной графики (2012, Харьков).