В прошлом году в редакцию «Вечернего Харькова» обратилась дочь советского солдата и австрийской подданной Мария Сильберштейн, которая разыскивала отца.

История закончилась благополучно – Мария нашла потерянных родственников.

Мария родилась в 1947 году в австрийском городе Некенмаркте. Здесь жила ее мать Йоханна Шей. Отцом девочки был харьковчанин Петр Тамаровский, чья воинская часть базировалась на освобожденной территории. В конце 1946 года советских военнослужащих отозвали на Родину. Больше Йоханна, которая на тот момент была беременной, гражданского мужа не видела.

Марию воспитал отчим, но она с детства знала о своих украинских корнях и мечтала найти родню. Сразу после школы она приступила к поискам, но они не давали результата. Так продолжалось до тех пор, пока в прошлом году она не обратилась в программу «Жди меня».

– Моя история прозвучала в украинском эфире в марте прошлого года. До лета новостей не было, и вдруг мне позвонили из Москвы и вновь пригласили на съемки. Мы сразу поняли, что без причины приглашать не станут, – рассказывает Мария.

Австрийские гости – госпожа Сильберштейн в сопровождении мужа, дочери, внучки и подруги Элеоноры Дюпуи приехали в Москву в середине июля. До последнего момента авторы программы не раскрывали тайны. Только во время съемок выяснилось, что нашелся сводный брат Марии.

– Сотрудники программы проделали большую работу в архиве и нашли брата Марии Юрия. Ему 50 лет. Симпатичный человек, приехал из Ростова-на-Дону с женой, – вспоминает Элеонора Дюпуи, которая выступала в роли переводчика.

Оказалось, что после войны Петр Тамаровский вернулся не в Харьков, а в Ростов-на-Дону, где жили его родители и... супруга с сыном.

– Петр Тамаровский был уже женат и имел ребенка, когда попал в Австрию. После войны у него родился еще один сын. Потом Тамаровский развелся и женился во второй раз на маме Юрия, – рассказывает Элеонора.

Для ростовчанина, по словам переводчицы, появление сестры из Австрии было полной неожиданностью. Петр Тамаровский никогда не упоминал о своей службе в Австрии и даже не признался семье, что знает немецкий язык.

Юрий оказался единственным живым родственником Марии. Давно умерли ее сводные братья от первого брака Тамаровского, а в 2005 году скончался и он.

– В послевоенное время то, что произошло между моими родителями, не удивительно. Я счастлива и спокойна, найдя свои корни. Я рада, что теперь знаю, кто был мой папа, как он жил, как умер: мирно, в кругу семьи, – говорит Мария.

«Дети освобождения» продолжают поиски
В сентябре 2012 года в Вене состоялась первая в истории конференция, посвященная проблемам детей, рожденных в Австрии и Германии от советских, французских, американских солдат. Участники делились опытом поисков родственников. В частности, впервые была поднята тема дискриминации детей солдат союзнических армий, которых на Родине долгое время именовали «детьми позора». Гости мероприятия пришли к выводу, что сегодня общество стало намного толерантнее, и этот факт облегчает поиски.