Каждое чучело огородное живет человеческой жизнью: мыслит, мечтает, страдает и боится одиночества.

8 мая в выставочном зале Харьковский художественный музей впервые представил персональную выставку графики современного харьковского мастера Гиасара Нежада Ханзали.

Художник родом из Ирана, но уже десять лет живет в Украине. В 2011 году он окончил Харьковскую государственную академию дизайна и искусств, работает в основном в технике линогравюры.

– Мы постарались показать разнопланового, разностороннего, размышляющего и серьезно философствующего художника. Здесь две большие серии – «Пугало» и «История Персии», более 30 работ, – рассказывает куратор выставки, завсектором маркетинга Харьковского художественного музея Вера Яровая. – Я рассматриваю Гиасара как харьковского художника: в вузе у него были очень серьезные педагоги. Хотя, конечно, сказывается менталитет восточного человека.

Один из самых ярких образов на выставке — Пугало.

– Этот персонаж обыватели часто воспринимают поверхностно из-за его ветхого вида и специфического назначения, – объясняет художник. – На самом деле Пугало – это колоритный образ, который вошел в искусство не только как птичье страшило, но и как символ человеческой отчужденности, нелепости и странности. Это метафора человечества, аллегорическое изображение миллиардов людей. Образ Пугала очень многогранен: оно живет, мыслит, чувствует, мечтает, переживает – в общем, испытывает весь спектр человеческих чувств, хотя и остается фактически неодушевленным.

Мы вряд ли когда-то задумывались, насколько одиноко бывает чучелу огородному, а вот художник считает, что поле становится местом его заточения. Пугало способно смотреть только в одну сторону – ему остается надеяться лишь на изменение направления ветра, который может его развернуть.

– Несмотря на колоссальные возможности современных людей, жизненное пространство большинства часто тоже ограничивается одной точкой зрения, – полагает Гиасар Нежад Ханзали. – Человек видит одни и те же спектры – фрагменты жизни, которые сливаются в плотный круг, и его сложно разорвать или привнести в него что-либо новое.

Одна из работ иранского мастера называется «Не хочу упасть».

– Пугало, олицетворяющее сильную личность, несмотря на внешнюю ветхость, уверенно борется с бьющим в лицо ветром, – объясняет автор. – Оно выполняет свою работу и данные им обещания при любых обстоятельствах, тем самым совершенствуясь, укрепляясь в своей жизненной позиции.

Еще один лист серии называется «Дружба с врагами». Пугало среди огромной стаи ворон. Птицы его уже не боятся и даже сидят на голове. Эти вконец обнаглевшие пернатые – все его окружение. Художник считает, что Пугало — это человек, достигающий почти невозможного: дружит со своими врагами, делает их частью души и основой существования.

В серии есть работа «Некого пугать».

– В жизни Пугала случается самое страшное – исчезают вороны. С одной стороны, это и есть его цель, но теперь жизнь закончена, ведь пугать некого, – объясняет Гиасар.
Выставка харьковского художника с восточным менталитетом завершится в начале июня.