Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – начальник Харьковского городского управления ГУ Госсанэпидслужбы в Харьковской области, главный государственный санитарный врач  Харькова Ирина Зубкова.

Количество проверок сократилось


– Добрый день, Ирина Арьевна. Вам звонит Альбина Сергеевна. Меня интересует, насколько после реорганизации СЭС сократился штат проверяющих специалистов и уменьшилось ли количество проверок?

– До реорганизации объекты проверяли более 900 сотрудников санэпидслужбы города, сейчас объекты проверяют лишь 150 специалистов. Количество проверок тоже значительно сократилось. Если, например, в I квартале 2012 года мы проверили 270 торговых объектов, реализующих продукты питания, и сняли с реализации 2243 кг продукции, то в I квартале 2013 года было проведено всего 48 проверок и снято с реализации 307 кг некачественной продукции. Такая значительная разница связана с тем, что теперь объекты высокого эпидемиологического риска проверяются не чаще чем один раз в год, средней степени эпидемиологического риска – не чаще чем раз в три года, низкой степени риска – не чаще чем раз в пять лет. Причем перед выходом на плановую проверку мы обязаны за десять дней предупредить об этом руководителя объекта.

– И к какой же степени риска относится наша еда?

– Согласно критериям, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности для санитарного и эпидемического благополучия населения, утвержденным постановлением КМУ, точки общественного питания и торговли продуктами питания относятся к объектам низкой степени эпидемического риска.

– Кошмар. А какие же тогда объекты считаются очень опасными?

– К высокому уровню эпидемического риска относятся, в частности, объекты, которые используют радиационно-ядерные технологии, объекты (в том числе пищевой промышленности), на которых трудится более 500 человек, а также сети супермаркетов, которые имеют более 500 сотрудников, объекты, обеспечивающие обучение, воспитание, оздоровление детей, объекты, оказывающие стационарную медицинскую помощь населению. К среднему уровню эпидемического риска относятся, например, объекты водоснабжения, обеспечивающие питьевой водой население численностью от 20 000 до 100 000 человек; объекты, которые проводят производственную деятельность, с количеством работающих от 50 до 500. А предприниматели – физические лица и другие субъекты хозяйствования, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, вообще не подлежат плановым проверкам: если в магазине, парикмахерской или кафе работает ФЛП, мы не имеем права его проверять.

– А местные власти могут инициировать увеличение количества проверок?

– Местные власти могут инициировать проверки, если это касается объектов коммунальной собственности.

В этом году проверять арбузы уже нельзя


– Здравствуйте, Ирина Арьевна. Меня зовут Петр Александрович. Насколько я знаю, в прошлом году СЭС реорганизовали, и вместе с реорганизацией изменились и правила проведения проверок по жалобам людей. Скажите, пожалуйста, как быстро вы теперь можете отреагировать на жалобу?

– Выйти на объект мы можем, как правило, через три-четыре дня. После получения жалобы мы пишем ходатайство в главное управление Госсанэпидслужбы области, которое направляет ходатайство в наш центральный орган – Госсанэпидслужбу Украины. Только после получения разрешения Госсанэпидслужбы Украины мы имеем право на внеплановый выход для проверки заявления.

– То есть если человек отравился колбасой – проверка может прийти в магазин с запозданием, когда партия этого продукта будет уже продана и от нее не останется и следа?

– Теперь так положено. Кроме того, с 1 июня будет введено еще одно новшество. Раньше, выезжая на объект и видя нарушения, мы могли вынести постановление о приостановке эксплуатации объекта или снятии с реализации недоброкачественной продукции. После вступления в силу нового законодательства выносить такие постановления станет прерогативой судов. Санэпидслужба подает в суд исковое заявление, а решение, закрывать ли объект, выносит суд.

– Добрый день, Ирина Арьевна. Вам звонит Игорь Николаевич. Слышал, что функции санслужбы сильно урезали. Скоро начнут продавать арбузы и дыни. А кто же теперь будет проверять содержание в них нитратов?

– Арбузами торгуют ФЛП – предприниматели со статусом физических лиц, а после реорганизации санэпидслужбы и по новому законодательству проверять их мы не имеем права. Но если местное управление потребительского рынка будет требовать от нас согласования на установку той или иной торговой точки – мы сможем проверить завезенную партию арбузов и отдать распоряжение о проверке каждой партии продукции. И тогда мы сможем проверить, выполнил ли предприниматель это предписание.

Чаще всего некачественными оказываются отечественные продукты


– Ирина Арьевна, здравствуйте, беспокоит Алексей Валентинович. Скажите, пожалуйста, какие продукты, по вашим данным, чаще всего оказываются некачественными – харьковского производства или импортные?

– В этом году в основном выявляется некачественная отечественная продукция. Однако многие продукты вообще не имеют никакой маркировки и других опознавательных знаков. Недавно, например, мы сняли с реализации карамель, на которой, кроме названия, больше ничего не указано: конфеты не имели никаких сопроводительных документов, поэтому сказать, чьего они производства, невозможно.

– А сколько продуктов у нас на прилавках оказываются неопознанными?

– Больше половины. Причем раньше, когда мы снимали продукцию с реализации, руководитель торговой точки, например, должен был предоставить нам документ о том, куда он отправил снятый с реализации продукт: сдал на переработку на корм животным, на утилизацию либо вернул на переработку поставщику. Сейчас такое обязательство предпринимателя отсутствует. Мы выдаем распоряжение о запрете реализации продукта, а куда он потом будет направлен – предприниматель должен нам просто сообщить, и проверить истинность его утверждений мы уже не можем. На днях, например, мы проверяли магазин, его владельцы заплатили более двух тысяч гривен штрафа за реализацию лососевой зернистой икры в банках. Икру реализовывали без соблюдения правильного температурного режима. Около полусотни банок пришлось снять с реализации. А куда отправили забракованную икру, неизвестно – нам остается лишь доверять владельцам супермаркета.

– А какие из продуктов чаще всего бывают без документов?

– Колбасные изделия, конфеты, сухофрукты, орехи, которые мы обнаруживаем не в магазинах, а в киосках.

Водопроводную воду можно не кипятить?


– Ирина Арьевна? Меня зовут Виктория. Сколько себя помню – медики твердили о том, что воду нужно обязательно кипятить. Но недавно услышала от харьковских специалистов, что водопроводную воду, во всяком случае в Харькове, можно пить, не подвергая кипячению: якобы ее достаточно просто отстоять. Неужели это действительно так?

– Это верно. Вода из водопровода отвечает всем требованиям СанПиНа. Единственный недостаток водопроводной воды – наличие остаточного хлора: обеззараживание водопроводной воды проводится чистым хлором. Однако хлор – летучее вещество, поэтому если вы отстоите водопроводную воду – хлор улетучится, и она станет такой же качественной, как и бутылированная. Возможная разница – большие показатели жесткости в водопроводной воде, чем в бутылированной.

– То есть после отстаивания она абсолютно безопасна и готова к употреблению?

– Конечно. Но нужно помнить: если вы собираетесь кипятить водопроводную воду – ее все равно нужно обязательно отстоять, иначе в ней образуются хлорорганические вещества, которые небезопасны для организма: они действуют на печень. Для улетучивания хлора достаточно двух-трех часов.

– Здравствуйте, Ирина Арьевна. Меня зовут Оксана. Скажите, пожалуйста, а как часто ваши специалисты исследуют воду, которую продают в цистернах?

– Все производители воды проводят ведомственный лабораторный контроль один раз в десять дней, а мы проводим контроль один раз в год.

– Получается, мы должны надеяться только на совесть производителей?

– Получается так, но каждый производитель отвечает за качество своей продукции, и если, не дай бог, по вине производителя вода окажется некачественной и после ее употребления возникнет заболеваемость – мы подключимся к этой ситуации и проверим, насколько добросовестно проводился ведомственный лабораторный контроль, сделаем свои лабораторные исследования. В этом году нареканий и жалоб на некачественную воду от харьковчан у нас еще не было. Абсолютно все производители обеззараживают воду: сначала она проходит через фильтры, потом обеззараживается ультрафиолетом.

Туалеты в поездах проверяет отдельная санэпидслужба


– Здравствуйте, Ирина Арьевна. Я Алина. В прошлом году мне очень не посчастливилось ехать на фирменном поезде Харьков–Феодосия. Впечатления – убийственные: полная разруха, не открывающиеся в жару окна, слои грязи и жуть в туалете. Возможно, я обращаюсь не по адресу, но, может, вы подскажете, кто проверяет санитарное состояние поездов?

– Для этого существует отдельная госсанэпидслужба на транспорте, которая в Харькове проверяет весь подвижной состав ЮЖД и метрополитена, дает добро на выезды.

Пляжи откроются 1 июня


– Здравствуйте, Ирина Арьевна. Меня зовут Татьяна. Скажите, пожалуйста, известно ли, когда будут готовы к купанию харьковские водоемы?

– Подготовка наших водоемов уже начата, но мы еще не выдали ни одного разрешения на открытие водоема. Сейчас в этих зонах проводятся подготовительные работы: санитарная очистка территории, прибрежной полосы, отбор для лабораторных исследований проб воды, грунта, водолазы проведут осмотр дна, чтобы мы были уверены в безопасности отдыха на водоеме. С 15 мая запланирован отбор проб воды в наших водоемах, а ориентировочно с 20 мая мы начнем объезд водоемов. Традиционно пляжи откроются 1 июня. В этом году должны быть открыты Алексеевский, Журавлевский, Основянский и Безлюдовский пляжи. Однозначно в этом году не будут открыты пляжи на Октябрьском и Петренковском водохранилищах: там еще не определен балансодержатель.

Личное дело
Ирина Арьевна Зубкова родилась 25 августа 1957 года в Харькове. В 1974 году окончила харьковскую среднюю школу № 9, в 1980 – харьковский медицинский институт по специальности «санитарный врач». Работала в санитарно-эпидемиологической станции Червонозаводского района сначала в должности врача-эпидемиолога, затем – заведующей отделением гигиены детей и подростков. В 1994 году возглавила Червонозаводскую райСЭС.
С 2010 года по сегодняшний день – главный врач Харьковской городской санитарно-эпидемилогической станции.
С января 2013 года по сегодняшний день – начальник Харьковского городского управления ГУ Госсанэпидслужбы Харьковской области, главный государственный санитарный врач Харькова.
Замужем, есть сын и трое внучек. Любит выращивать цветы.