А вы друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь Иван Крылов «Квартет» (1811) Много шума из ничего Вильям Шекспир «Много шума из ничего» (1600)

То обстоятельство, что акция «Вставай, Украина» провалилась, понятно всем. Ещё можно попытаться изобразить хорошую мину при плохой игре и собрать очередную массовку в Киеве, но суть не изменится. Украина на призыв неких вождей не встала, да и вставать не собиралась. В этой связи можно напомнить древнегреческую пословицу «гора родила мышь», однако горы-то и не видно. Много шума опять из ничего…

Почему так выходит? Ведь в стране действительно множество проблем – и экономических, и политических, и социальных. Но при этом мало кто говорит, «что делать», более привычно ищут «кто виноват», имея в виду всех, кроме самих себя. Лидеры оппозиции громко обвиняют власть, которая-де препятствует их свободному волеизъявлению. Тише – винят друг друга по одиночке или всех скопом. Совсем тихо – перекладывают ответственность на народ, который их не поддержал. Вспоминают бессмертный принцип Незнайки-музыканта: «не доросли они до моей музыки».

На самом деле, в 2002 году другое политическое действо «Восстань, Украина» явно имело успех, поскольку спустя два года привело к майданному хождению в народ и ряду трагикомических событий. Так же как нельзя дважды войти в одну и ту же воду («всё течёт»), невозможно дважды зло обмануть миллионы людей и при этом рассчитывать на их бескорыстную поддержку в реализации вождистких амбиций.

Искренний самообман простых майданных стоятелей привёл не только к долгой и мучительной ломке их иллюзий, но и сформировал устойчивый иммунитет к очередным народным будителям. В своё время Карл Маркс повторял высказывание Гегеля о том, что «в истории всё повторяется дважды – в первый раз в виде трагедии, второй раз – в виде фарса».

Трагедию Украина пережила в 2004 году, фарс нам навязывают сегодня. На недавних парламентских выборах многие избиратели уже поверили призывам оппозиционных лидеров и доверили им свои голоса. И что же, воз и ныне там. Что сделали они за минувшее с тех пор время? Ничего, поскольку сорвали работу парламента, а значит и принятие нужных стране законов. Как настоящий фарс звучат их заявления о множестве наработанных законопроектов, поскольку принимать их некому и негде. Прямо по почтальону Печкину: посылку я вам принёс, но не отдам, у вас, мол, документа нету. А может, как говорил горьковский Клим Самгин, «мальчика-то и не было». Как не оказалось на деле тех десятков евроинтеграционных законопроектов, о которых вещала с парламентской трибуны Юлия Тимошенко. Зато был газовый договор с Россией, о чём она молчала и молчит теперь, как партизан на допросе.

И всё же, почему в 2002 году оппозиция выиграла промежуточный забег, а сегодня нет?

Во-первых, тогда у них был лидер, внешне соединивший всех. Оппозиция объединилась не вокруг Виктора Ющенко, а вокруг мечты о реванше, которую он персонифицировал своей особой. Как только мечты рассеялись, бывший президент стал «персоной нон грата» для недавних почитателей. Сегодня лидера нет. Есть много претендентов на этот вакантный пост. Для каждого из них главный соперник - не действующая власть, а ближайшие соратники, никак не желающие принимать их мудрое руководство. В этом смысле успех одного из них – крах амбиций для остальных. А потому пусть лучше всё остаётся по-старому, чем меняется в пользу конкурентов. Не хочется вспоминать сюжет о пауках в банке. Лучше о крыловских лебеде, раке и щуке.

Во-вторых, была программа и связная система лозунгов. Не в том смысле, что это была реальная программа, а в том, что люди ещё имели наивность ей поверить. Сегодня заявления оппозиционных лидеров звучат как очевидное дежавю. Иногда не понятно, то ли читаешь историческую справку, то ли свежий новостийный репортаж. Опять требование импичмента для президента, хотя ещё при Ющенко законодательная база для такой акции была надёжно похоронена в парламентской канцелярии. Требование перевыборов парламента, хотя досрочные выборы 2007 года уже дали нам самый тушкованный парламент в истории Украины. Требование экономических реформ звучит просто странно, ведь никаких практических предложений не выдвигается. Кроме, естественно, одного, – всё ваше должно стать нашим, потому что мы хорошие, а вы плохие. В этом – суть оппозиционного протеста: мы не хотим ничего менять, мы хотим всё возглавить.

В-третьих, в 2002 году в Украина переживала экономическое чудо. По темпам экономического роста мы тогда обгоняли Китай, не то что собратьев по СНГ. Наш средний класс почувствовал себя настолько уверенно, что поверил в собственную способность всё изменить. Именно всё и сразу. Эта иллюзия дорого стоила стране в последующие годы. Майдан не просто обрушил политическую стабильность, была разрушена вполне успешная по нашим меркам экономика.

Сегодня нам предлагают новые великие потрясения во имя удовлетворения крохотных амбиций. Поэтому вместе со Станиславским так и хочется заявить: «Не верю…»

И последнее. На майдан 2004-го и на псевдомитинги 2013 года выходили не кто-нибудь, а наши сограждане, в очередной раз уверовавшие в сказку о скором чуде в одной отдельно взятой стране. Они действительно хотят перемен, они готовы действовать во имя лучшего будущего. За то им хвала. Вот только оппозиционным лидерам на слово верить нельзя. Вместе с Козьмой Прутковым хочется вопросить: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?»

Владимир Никитин, политолог