Трагическая история со счастливым концом. Позади смертельный приговор и девятилетнее заточение в Банкокской тюрьме, впереди –  семейная жизнь в Стране тюльпанов, интересная работа и ожидание потомства.

В минувшую пятницу бывшая смертница, 42-летняя харьковчанка Виктория Мамонтова вышла замуж за голландца.

Выжить помог инстинкт самосохранения


Эта история в свое время всколыхнула Украину. 12 лет назад Виктория приехала в Таиланд на отдых и решила продлить визу, чтобы остаться в стране. Помочь с документами вызвался гражданин Нигерии по имени Майкл. Пообещал достать визу, если Виктория перевезет из Таиланда в Индонезию медикаменты. Та согласилась. Но доставить груз не успела – через несколько дней в помещение, которое она снимала, пришла с обыском тайская полиция.

Задержали Викторию Мамонтову в сентябре 2000 года по подозрению в перевозке наркотиков. В августе 2001-го таиландский суд приговорил 29-летнюю харьковчанку к смертной казни за хранение около двух килограммов героина. Добиться помилования в Таиланде  Виктории  помогла Нина Карпачева, которая тогда была уполномоченным Верховной Рады по правам человека, – она писала прошения королю Таиланда, просила проявить милосердие к матери осужденной, у которой остался единственный родной человек. Благодаря усилиям Нины Ивановны смертный приговор был заменен на пожизненное заключение, затем 30-летним тюремным сроком, в итоге нашу землячку помиловали и отпустили на родину. Но почти девять лет Виктория Мамонтова провела в тайской тюрьме.

– Когда меня приговорили к расстрелу – был шок. К счастью, тогда ко мне наведались омбудсмен Нина Карпачева, украинские посол и консул в Таиланде, которые пообещали меня вытащить, – вспоминает Виктория.

Она говорит, что пережить ужасы тайской тюрьмы ей помогала вера в то, что родина не оставит в беде и инстинкт самосохранения.

– В первое время мне очень помогла поддержка и помощь заключенных, которые, как и я, были в этой стране иностранцами. Потом я поняла: чтобы выжить – необходимо знание тайского языка –  каждый пытался обмануть в самых элементарных вещах, – делится Виктория. – В школе при тюрьме начала усиленно изучать тайский, научилась свободно разговаривать, читать и писать. Поначалу было очень тяжело – уж очень специфический язык. Надо мной смеялись, но я не обращала на это внимание и учила, учила, учила... Затем досконально освоила премудрости тайского традиционного и лечебного массажа, особенности  местной кулинарии, секреты восточных танцев и компьютер. То есть старалась себя занять по максимуму, чтобы не думать о своей беде.



2009-й год... Только когда самолет из Таиланда пошел на посадку в Борисполе, Виктория поняла, что обрела свободу. 

–  Я увидела, какие изменения произошли за время моего отсутствия. Я с трудом узнавала родной город , – вспоминает Виктория. – Девять лет – это очень много, за годы, проведенные в тюрьме, я выпала из жизни, даже мобильный телефон, который тогда уже имел каждый ребенок, оказался для меня новинкой.

Привыкать к новой жизни Виктории помогли мама и друзья. Спустя два месяца она вышла на работу.

– После множества безрезультатных попыток трудоустроиться, мама предложила мне работать вместе с ней – в магазине от мясокомбината. Так и проработала вплоть до 2013 года. 

Узнав о ее истории, Хэнк плакал


А в августа 2011 года судьба преподнесла еще один сюрприз. К Виктории пришла любовь...  Зовут его Хэндрик, по-нашему – Геннадий.

– Правда, от варианта – Гена он в восторг не пришел, поэтому я называю его Хэнк, – смеется Виктория. 

Знакомство с будущим мужем-голландцем состоялось благодаря подруге, которая 15 лет живет в Стране тюльпанов. Сначала они общались по скайпу, а через месяц встретились в Амстердаме.

– Он очень хотел увидеть меня лично, а не на экране монитора, – улыбается Виктория. –  Потом полтора года мы провели в поездках друг к другу. В разлуке каждый день общались по Интернету, даже устраивали романтические ужины по скайпу.

Рассказать любимому человеку о своей трагической истории Виктория решились лишь спустя полгода после знакомства.

– Хотела, чтобы человек сначала узнал меня, увидел, какая я на самом деле. Рассказывала в подробностях, показывала фотографии – и он плакал вместе со мной, – рассказывает Вика. –  Сказал, что очень благодарен мне за то, что я все рассказала, что гордится моей силой и выдержкой. Признался, что слышал эту историю, но даже предположить не мог, что это главная ее героиня – это я.  Честно говоря, я даже не ожидала такой реакции.

Теперь собирается стать физиотерапевтом


17 мая 2013 года 42-летняя Виктория и 45-летний Хэндрик расписались в Червонозаводском РАГСе Харькова.

Красивая невеста в изумительном вечернем платье цвета шампанского, элегантный жених, черный и белый «Крайслеры», разноцветные голуби, банкет в ресторане на 25 гостей...

– В лучших украинских традициях невесту выкупали, нас посыпали зерном, мелочью и конфетами, – улыбается счастливая новобрачная. –  После росписи мы поехали на набережную и скрепили наш обет замком на мосту влюбленных, затем была фотосессия у Зеркальной струи. И конечно же, на свадьбе была Нина  Карпачева – моя вторая мама, протянувшая мне руку помощи. Если бы не она и не моя родная мама, неизвестно осталась бы я жива.

У Виктории это первый брак. И хотя новоиспеченный супруг влюблен в Украину, строить семейное счастье все же решили на его родине – в Голландии.

– В нашей семье уже есть один эмигрант -- мой вислоухий кот, – смеется Виктория. –  Я его туда привезла год назад. Хэнк зарабатывает прилично, и все же дома я сидеть не собираюсь. Во-первых, сначала пойду в школу, чтобы  подучить голландский язык. Во-вторых, хочу получить медицинское образование – выучиться на физиотерапевта и устроиться на работу массажистом. Ну и, конечно, мечтаем о ребенке...



«Украина своих не бросает»
Вике посчастливилось, что в тот момент, когда ее должны были расстрелять, Нина Карпачева представляла Украинцу на международной конференции ООН в Дюрбане по предотвращению расизма, ксенофобоии и рассовой дискриминации. Нина Ивановна тут же попросила наше посольство найти представителя Таиланда и помочь в этом вопросе, а также провела переговоры с советником короля Таиланда, Исполнение приговора отложили, Украина получила время побороться за жизнь соотечественницы.

– Первый этап мой борьбы был самый сложный – пока мы открыли посольство Украины в Таиланде, – рассказывает Нина Карпачева. –  Я подключила украинский МИД, работала с тремя омбудсманами Таиланда, встречалась с генпрокуром и председателем комиссии по правам человека Таиланда, министром юстиции...

Нина Карпачева постоянно поддерживала Викторию в тюрьме, вселяя в нее надежду, что Украина своих не бросает.

– Пример Виктории Мамонтовой, которая попала в экстраординарную ситуацию за пределами Родины, подтверждает – за свою жизнь и права нужно бороться всегда, – отмечает первый омбудсмен Украины.