Минфин вынес на рассмотрение Кабинета министров законопроект о повышении сразу на 50% акцизного сбора на бензин и дизтопливо.

Проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс о некоторых ставках акцизного сбора" предполагает резкое увеличение акциза: на бензин — с 198 до 396 евро за тонну, а на дизтопливо — с 46-98 до 92-196 евро за тонну.

Ожидается, что его рассмотрят на следующей неделе и в случае одобрения направят в Верховную Раду, рассказал источник в Кабмине. По его словам, инициатором создания документа является "Укравтодор", а автором — Минфин.

Средства, полученные за счет роста ставок акцизного сбора, должны быть направлены на ремонт дорог, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, утверждает один из чиновников Минэнерго на правах анонимности. В I квартале поступления в бюджет от акцизного сбора с бензинов и дизтоплива сократились на 36%, до 1,6 млрд грн (данные Министерства доходов и сборов). Хотя импорт нефтепродуктов в этот период уменьшился не так значительно — на 9,1%.

Повышение акциза изначально лоббировалось Министерством инфраструктуры — в апреле его глава Владимир Козак сообщил, что в Кабмин поданы предложения относительно увеличения акцизного сбора на светлые нефтепродукты. В министерстве говорили, что в Украине слишком низкие ставки по сравнению со странами ЕС — 198 евро (для дизельного топлива — 46-98 евро) против 466 евро за тонну (и 375 евро за тонну дизтоплива) в среднем по ЕС. Впрочем, уже спустя несколько дней Владимир Козак сообщил, что его неправильно поняли, и резкого роста ставок акцизного сбора не произойдет.

Увеличение ставок приведет к очень значительному подорожанию бензина, говорит пресс-секретарь концерна "Галнафтогаз" Олесь Пограничный. По оценкам компании, цены на бензин в среднем могут вырасти на 2 грн, а на дизельное топливо — на 50 коп. за литр. Сейчас средняя стоимость бензина Аи-5 составляет 10,92 грн, а дизтоплива — 9,99 грн за литр (данные консалтинговой компании "А-95"). То есть после повышения акциза цены на топливо в Украине будут на уровне стран Восточной Европы, отмечает член наблюдательного совета "Укртатнафты" Константин Бородин.

"А вот качество горючего останется прежним — то есть намного хуже европейского. Кроме того, повышение цен спровоцирует падение продаж на АЗС",— ожидает эксперт.

Он напоминает, что концентрация АЗС на единицу автомобилей в Украине выше, чем в странах ЕС. Из-за этого продажи одной заправочной станции в среднем за сутки у нас и так меньше, чем в Европе — 3,5-4 тыс. л против 15-20 тыс. л на одну станцию.

С другой стороны, высокие налоги будут стимулировать увеличение доли некачественного, контрафактного топлива, считает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. По оценкам Минфина, сейчас 25% рынка нефтепродуктов находится в тени.

"После принятия законопроекта доля некачественного горючего может превысить половину рынка",— говорит эксперт.