Международное ралли на ретро-автомобилях впервые пройдет через Украину. Харьковчане смогут увидеть уникальные машины участников пробега Пекин – Париж 19-20 июня.

Все автомобили уникальны


Международное ралли ретро-автомобилей Пекин – Париж одно из самых старых в мире. Легенды о его старте и сейчас пересказывают автомобилисты. Идея проехаться от Пекина до Парижа с ветерком возникла у владельца одной из французских газет в 1907 году. Тогда в прессе появилось объявление: «Найдется ли кто-нибудь, способный проехать на автомобиле от Парижа до Пекина этим летом? Маршрут длиной в 16 тысяч километров! Награда победителю 100 000 франков!». Первым откликнулся автопромышленник, президент французского автоклуба маркиз Альберт де Дион. Он готов был ехать, но хотел, чтобы у него были соперники.

– На призыв поучаствовать в этой авантюре и провести путешествие в стиле Жюля Верна отозвался итальянский принц Шипионе Боргезе, – рассказывает член Союза автоклубов (Харьков) Дмитрий Харченко. – Участники решили выехать из Пекина и финишировать в Париже, чтобы возле Триумфальной арки победитель смог выпить шампанского. Стартовало пять автомобилей. Граф Боргезе снарядил свою машину и ехал с водителем, женой и журналистом. Именно благодаря прессе это ралли и получило мировую огласку. Есть книга, где опубликованы фотографии того пробега. Было много интриг, но первым в Париже финишировал не француз, а итальянец Шипионе Боргезе.

Возобновили такие пробеги уже наши современники в конце 90-х годов. Сейчас ралли ретро-автомобилей проводится раз в три года под эгидой Endurance Rally Association. В этом году оно состоится пятый раз. За 32 дня 96 экипажей на автомобилях, которым не меньше 30 лет, планируют проехать через восемь стран: Китай, Монголию, Россию, Украину, Словакию, Австрию, Швейцарию и Францию. В общей сложности пробег составит 12247 км, или 7610 миль. Автомобили-участники уникальны. Самый старший автомобиль-участник – столетний Ford Model T из Австралии, а самый молодой – французский Renault 4, которому 31 год. Стоимость таких авто от 20 тыс. до 1 млн евро, говорят организаторы пробега.
– Это шоу не для бедных, – не скрывает Дмитрий Харченко. – Стартовый взнос – 40 тысяч английских фунтов стерлингов. Помимо этого, водители оплачивают все расходы: транспортировку авто в Пекин, проживание, питание, горючее и т.д. Подготовка машины обходится в среднем от 20 до 40 тысяч фунтов. Не удивительно, что среди украинцев пока не нашлось желающих поучаствовать в этом пробеге.

Участники проведут ночь в Харькове


По территории Украины ралли Пекин – Париж пройдет впервые. Организаторы и участники постоянно ищут новых впечатлений, этим и объяснили желание посетить нашу страну.

– Они каждый раз прокладывают новый маршрут. У участников пробега традиционно есть только две незыблемые точки – Пекин и Париж, – поясняет Дмитрий Харченко.
Стартует гонка 28 мая в Пекине. До Украины ралли доберется 19 июня вечером. Участники пересекут российско-украинскую границу в пункте пропуска Гоптовка и проведут ночь в Харькове. 20 июня рано утром участники пробега от площади Свободы по Сумской выедут на Полтавский шлях и затем на трассу Харьков--Киев. 20--21 июня они проведут в столице, а 22 июня посетят Львов и покинут территорию нашей страны. Финиш намечен на 29 июня в Париже.

– В Харькове они будут парковаться на стоянке гостиницы Харьков, – рассказывает Дмитрий Харченко. – Мы предлагали организовать им на площади Свободы выставку, но они отказались: «У нас гонка и нам некогда». Они прежде всего спортсмены, им главное пройти этот сложный маршрут без потерь. За день проезжают от 300 до 500 км. Для них каждая минута на счету, поэтому и остановок на сутки запланировано всего четыре.
У местных организаторов участники ралли просят одного – не мешать. Автомобильная федерация Украины и Союз автоклубов (Харьков), отвечающие за проведение ралли на территории Украины, лишь помогут гонщикам забронировать номера в гостиницах и пройти таможню и границу.

– Наша задача – это техническая поддержка: найти эвакуатор, помочь с запчастями, – смеется Дмитрий Харченко. – Организаторы пробега заранее инструктируют водителей, где питаться, где покупать топливо, а в каких местах этого лучше не делать. Автомобили у них старые, но адаптированные под современный бензин. Им, конечно, нужен 80-й или 76-й – у нас это дефицит, но все участники – шоферы опытные, поэтому выход из ситуации найдут.

А президент харьковского технического клуба «Самоход» Александр Осетров отмечает, что, как правило, такие пробеги сопровождают специальные технические службы.
– Вместе с участниками ралли обычно едут специальные технические автомобили, есть штат механиков. Вряд ли водители раритетов рискнут обращаться за помощью к чужим слесарям, – предполагает Александр Осетров.

«Москвич» потягается с «Бентли»
Впервые участвовать в ралли Пекин – Париж будет экипаж из России: парни из Барнаула на «Москвиче 412» 1979 года выпуска попробуют потягаться с иностранными раритетами.