Отец и сыновья Изосовы превратили свой двор в мастерскую и уже несколько лет собирают уникальные велосипеды.

Причем конструкторы говорят, что они единственные в Украине занимаются ретровелосипедами. На сегодняшний день мастера своими руками собрали больше десятка веломашин.

Пенни-фартинг привлекает туристов в Крыму


Глава семьи Изосовых Сергей своей жизни без велосипеда не представляет. Его сын Никита говорит, что с детства видел папу на двухколесном.

– Отец работал на молокозаводе и с весны до поздней осени ездил на работу на велосипеде. С Новых Домов до Рогани, километров двадцать в одну сторону, – вспоминает Никита. – На заводе отец давно не работает, но любовь к велосипедам не утратил, более того, заразил и меня.

Собрать первый велосипед самостоятельно семейство Изосовых решило несколько лет назад. Оборудование для этого уже было, поскольку Сергей изготовлял металлоконструкции.

– Решили сделать колесо большим, как на велосипедах XIX века в Англии, – вспоминает Никита. – Методом проб и ошибок смастерили это колесо: скатали полосу метала, вставили в него спицы и обтянули цельной резиной вместо покрышек. Получилось красиво, но с размерами прогадали: велосипед получился таким высоким, что ездить на нем мог только великан выше двух метров, иначе до педалей не достать. Пришлось переделывать, и теперь я на нем езжу.

Велосипед с одним большим и вторым маленьким колесом известен под названием пенни-фартинг. Впервые его собрали в Англии, а назвали по наименованию местных монет: пенни – маленькая, фарт – большая. В мастерской Изосовых таких велосипедов уже несколько. Два продали коллекционеру в Россию, один – фотографу из Коктебеля: теперь он на набережной фотографирует на этом раритете туристов. Еще два пенни-фартинга у Изосовых дома. На одном из них Никита по праздникам выезжает в город. Управлять машиной не сложно, говорит парень.

– Этот велосипед усовершенствованный. Первая модель была из стали, но она оказалась непрактичной – сталь ржавеет, поэтому новый пенни-фартинг мы сделали из нержавейки, – доволен парень.

Несмотря на то что выглядит конструкция довольно хрупкой, она очень прочная: по словам конструктора, выдерживает велосипедистов весом более 120 кг. Взобраться на раритет помогает специальная ступенька, с ее помощью можно и оттолкнуться от земли, чтобы поехать.

– Ехать не жестко, даже по брусчатке. Неудобно только в частном секторе, где дорога неровная – тяжело удержать равновесие, – поясняет Никита.

Не обошлось и без казусов: когда повезли свое изобретение на выставку в Москву, конструкторов не пустили с ним в местный метрополитен. Контролер на станции сказала, что техника негабаритная. Пришлось уговаривать, мол, велосипед и так разобран, меньше не получится.

«Швейный велосипед» получил приз зрительских симпатий


И все же изюминкой своей коллекции Изосовы считают велосипед, собранный из швейной машинки. Правда, покататься на нем нельзя – чугунный красавец весит более 20 кг.

– Папа коллекционирует предметы быта. В свою коллекцию он купил станину от старой немецкой швейной машинки «Зингер». Стоял этот агрегат у папы возле телевизора, и однажды ему пришла мысль: есть колесо – значит, можно собрать велосипед, – улыбается Никита. – Приделали к колесам вместо рамы боковинку от машинки, получился велосипед. Сначала хотели поставить на него трековый руль. Приложили – смотрится, но вроде не то. Поменяли на скалку, а вместо педалей прикрутили ручки от мясорубок.

На веловыставке в Москве это «женское счастье» получило первый приз и приз зрительских симпатий. Везти «симпатягу» назад в Харьков не пришлось – его сразу же купил коллекционер из России за 400 долларов. По возвращении собрали новый экземпляр. Хотя найти на него запчасти уже было нелегко: на станины от старинных швейных машинок охотятся желающие переделать их под мангалы. И все же умельцы уже обзавелись запчастями от старинных машинок «Харьков»: одна с надписью на украинском языке, вторая на русском. А еще собираются обратиться в представительство «Зингера» – надеются, что их разработки будут интересны компании.

Мастера обходятся без чертежей


Есть в коллекции Изосововых и велосипед-тандем. Замахнулись на самокат для взрослых, но пока его не закончили. А тем временем изготовили каркас для кареты по чертежам старого деревянного оригинала.

Самый плодотворный период для творчества – зима, говорит Никита. По его словам, собирается велосипед недолго – первый делали три месяца, сейчас уходит две недели.

– Чертежи не делаем, все в голове и на картинке, – рассказывает Никита. – Главный конструктор у нас, конечно, папа – говорит, велосипеды ему даже снятся.

В семье есть несколько автомобилей, однако Никита отдает предпочтение велосипеду – ездит на шоссейном двухколесном, но, разумеется, усовершенствованном по-изосовски.