До подорожания коммунальных услуг многие грешки сходили службам с рук. Но теперь — увольте: будем качать права. Два дня на прошлой неделе фонари на улице Тобольской светили и после полудня. Несомненно, «дополнительная услуга», не заказанная потребителем, будет оплачена именно из его кармана.

Забавы с иллюминацией
К «Харьковоблэнерго» лично у меня претензий накопилось предостаточно. К примеру, зимой две недели подряд в одно и то же вечернее время повадились отключать электричество. Через какое-то время свет включали, а потом выключали снова — по нескольку раз за один вечер. Мало того что «светопреставление» било по нервам — наносился мощный удар по горемычной бытовой технике. В один из таких вечеров, со свечой в руках добравшись до телефона, я позвонила дежурному электросетей, представившись обычным потребителем. Дежурный поведал, что свет отключается по причине ремонта.
— Две недели подряд? А вас не смущает то, что выходят из строя холодильники и телевизоры? У меня, например, почти «накрылся» компьютер, — попыталась пожаловаться я.
— И каким же образом от отключения электричества портится компьютер? — искренне изумился специалист по электричеству.
— Возможно, вы об этом еще не знаете. Но, видите ли, он от сети работает, — осторожно начала я просвещать дежурного. — Каждый раз при внезапном включении света происходит резкий скачок напряжения. Такого количества ударов его блок питания может не выдержать и в любой момент «полетят» важные детали…
— Слабенький у вас компьютер, — упрекнул меня дежурный. — Подороже надо было брать.
— Да уж какой есть. Вот если этот прикажет долго жить, следующий, наверное, вы мне и купите: как раз тот, который вам нравится, — подороже!
Моему собеседнику такая перспектива пришлась не по душе, он немножко поиграл в молчанку, но затем отомстил, сладострастно размазывая меня по полу:
— А чего же вы еще хотели? Вы же не относитесь к VIP-категории, — заявил дежурный, будто относил себя к высшей, элитной касте. И объяснил, что «мою» категорию потребителей можно отключать для ремонтных работ без предупреждения.
Пришлось напомнить работнику «Харьковоблэнерго» еще один грешок его родной организации. Дело в том, что электричество отключали несколько раз и глубокой ночью, когда город видел уже десятые сны и беды не чуял. Включали на рассвете, когда горожане тоже еще спали. Уверена, что обычно мало кто об этой тайне догадывается: утром оставался единственный «след преступления» — лужа на полу возле холодильника. Объяснить ночные отключения дежурный очень затруднился.
К слову, и «ремонтные работы», и выключения электричества по ночам после моего звонка прекратились.
Был и еще один — очень продолжительный, несколько месяцев подряд — местный электроэнергетический инцидент: настолько слабое напряжение, что от него страдальчески кряхтел холодильник, агонизировали многострадальный компьютер и стиральная машина. Пришлось покупать гораздо более мощные лампочки: при свете прежних в квартире царил полумрак подземелья. Работники районной электростанции полностью отрицали вину и кивали на электриков из ЖЭУ, последние тоже открещивались как могли…
Качаем права
Теперь, после подорожания коммунальных услуг, особенно обидно портить себе жизнь «лишними» конфликтами. О том, что нам делать, если служба, призванная обеспечивать подачу электроэнергии, не выполняет своих обязательств, рассказал заместитель начальника областного Главного управления по делам защиты прав потребителей Владимир Матвеев. Владимир Дмитриевич предупредил, что, во-первых, потребителю не нужно вникать в то, к какой категории он относится. Не дело потребителя и тратить время на разбирательства, кто виноват — ЖЭУ или еще кто-то другой. Требовать нужно именно с той службы, которой мы платим за услуги. В договоре с «Харьковоблэнерго» четко и ясно прописано, что предприятие обязуется обеспечивать надежную поставку электроэнергии. Значит, электроэнергия и должна подаваться надлежащего качества по стандарту: 220 вольт напряжения в сети ±10% и частотой 50 Гц. Если условия договора не соблюдаются, да еще по этой причине испортились бытовые приборы — нужно действовать следующим образом.
Испорченный бытовой прибор рекомендуют сдать в ту ремонтную мастерскую, где могут дать заключение, пригодное для суда. В заключении должны быть указаны все данные о бытовом приборе, фамилия владельца, причина поломки. Там же должно быть указано, какие детали необходимы для грядущего ремонта и на какую сумму. Такое заключение можно получить и в Институте экспертизы на улице Золочевской, 8а, но там ее делают, как правило, по распоряжению судьи.
Деньги за ремонт должен возместить потребителю «Харьковоблэнерго» — если его некачественные услуги стали причиной порчи техники. Обращение граждан к руководителю или заместителю руководителя предприятия по закону может быть письменным или устным, но Владимир Матвеев советует обращаться письменно. Потребитель должен получить ответ на свое заявление не позднее чем через месяц. В случае отказа нужно сразу же обращаться в суд. Потребитель может требовать компенсации не только материального, но и морального ущерба. Кстати, при обращении в суд, гласит статья 22 Закона «О защите прав потребителей», потребитель от уплаты госпошлины освобождается.
Если отключили электроэнергию, потребитель имеет право требовать возмещения двукратной стоимости недополученной электроэнергии. Даже если будет требовать возмещения всего за несколько часов испорченной жизни: может быть, это будет и мелочь, но приятная — службы призадумаются, прежде чем забавляться с иллюминацией.