Командир Харьковской оперативно-спасательной службы Юрий Кулиш убежден: часть людей, ставших жертвами ДТП, можно было бы спасти. Они остались бы живы, знай наши сограждане элементарные правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций на дороге. Но в нашем обществе с этими правилами знакомы единицы, потому и возникают по обочинам дорог новые кресты и обелиски...

Нелепая случайность или трагическая закономерность?
Харьковская оперативно-спасательная служба о том, что такое ДТП, знает не понаслышке — эта общественная организация участвует в ликвидации последствий таких аварий. Только за последние несколько лет спасателям ХОСС приходилось множество раз выезжать на дорожные происшествия. В активе службы — 25 спасенных в ДТП и 90 тел погибших, извлеченных из искореженных автомобилей с помощью специального оборудования. Эту статистику Юрий Кулиш поясняет так: «Обычно первыми на место трагедии прибывают работники ГАИ и «скорой помощи». Они совместно извлекают пострадавших из авто и оказывают им помощь. Если машина сильно искорежена и тело пострадавшего зажато — обращаются к спасателям МЧС или к нам, это случается после сильных аварий, шансов выжить у их участников не так много... Потому нам чаще приходится извлекать из поврежденных машин уже бездыханные тела...»
Сейчас, по данным ГАИ, количество дорожно-транспортных происшествий существенно увеличилось. Юрий Алексеевич ведет и свою статистику:
— Наибольший процент ДТП происходит вследствие грубейшего нарушения правил дорожного движения водителями и пешеходами. Присмотритесь на перекрестках — на желтый свет едут практически все, со всех сторон одновременно! А ведь это очень опасно. Все куда-то торопятся, забывая золотое правило, которое когда-то вывешивалось на железнодорожных станциях: «Сэкономишь секунду — потеряешь жизнь!» У нас водители и трамваи слева обгоняют, обрекая себя на неминуемое столкновение если не со встречным трамваем, то с таким же «ухарским» авто, и на встречные полосы выезжают не задумываясь, и по улицам с односторонним движением навстречу потоку могут поехать. Большая часть аварий, в ликвидации которых мне приходилось участвовать, никогда бы не случилась, если бы водители соблюдали правила дорожного движения! На втором месте — ДТП, происшедшие из-за несоблюдения скоростного режима. Известно, что при скорости в 60 километров в час автомобиль, столкнувшийся с неподвижной преградой, деформируется на полметра. При скорости в 120 километров в час машина разрушается от такого столкновения полностью. Мировая статистика свидетельствует, что 60% аварий случается в городах, а 40% — на загородных трассах. Однако эти 40% дают до 80% жертв — именно из-за скоростей. Увы, у нас эта статистика сдвинута в сторону города, здесь гибнет много людей, причем порой машины после столкновений оказываются деформированными
полностью.
— То есть водители не соблюдают на улицах скоростной режим?
— Не мне об этом судить, но недавно иномарка на проспекте Маршала Жукова сбила бетонный столб. Сложно подсчитать, с какой скоростью нужно было ехать, чтобы энергии столкновения хватило для такого удара... На третье место по количеству трагедий выходит управление автотранспортом в нетрезвом состоянии. Говорят, что пьяный за рулем — преступник. Я считаю по-другому: пьяный за рулем — самоубийца. Алкоголь мешает человеку правильно оценивать скорость авто, его направление, расстояние до преград и до других участников дорожного движения. Также очень важной предпосылкой для возникновения ДТП является состояние дорожного покрытия. Я не хочу бросать камень в огород дорожников, они многое в последние годы сделали, но впереди еще очень много работы... А в эти осенние дни данный пункт приобретает особо важный смысл: стоит пройти легкому дождику, ударить морозу — и дорога покрывается скользким слоем наледи. Очень быстро дорожное покрытие может изменить свои свойства. Квалификация водителя не всегда позволяет ему подобрать правильную скорость и дистанцию движения, вовремя отреагировать на изменения погоды. Вот почему специалисты советуют новичкам в осенне-зимний сезон воздерживаться от поездок на личном автотранспорте, а многие водители со стажем ставят свои машины «на прикол»
в гаражах.
— Есть места, где аварии происходят особенно часто...
— Да, нам такие точки известны, к сожалению, очень хорошо. Одна из них — в районе кладбища на окружной. Там со стороны поселка Высокий ведет ровный прямой участок дороги, водители несутся с огромной скоростью, а с противоположной стороны — от Песочина — такой же участок и такие же «гонки». А посередине — бугорок. Водители не видят встречного потока и происходят столкновения «лоб в лоб» с ужасными последствиями. Только за 2003 год в том месте произошло 5 трагических случаев. Другая такая точка — на выезде из Харькова в сторону Липцев. Одни машины выезжают из города, а другие несутся по окружной на запредельных скоростях. В черте города — есть такой участок на улице Корчагинцев, так называемый «трамплин» — если машина едет на большой скорости, она отрывается от земли, и далеко не все водители могут справиться с управлением после такого «полета».
Крепче за поручень держись, пассажир!
Большинство харьковчан повлиять на предотвращение ДТП не могут — они являются пассажирами транспорта, а не его водителями. Но и они могут сделать так, чтобы предотвратить собственную гибель при аварии. Оказывается, о безопасности нужно думать заранее, лишь только отправляясь в путь. Юрий Алексеевич советует:
— Мало кто задумывается, что скопление людей в замкнутом пространстве, да еще и движущемся на большой скорости — это ситуация повышенного риска, требующая от человека максимума осторожности. Трамвай и троллейбус, автобус и маршрутное такси — все это средства передвижения, порой попадающие в ДТП. Сейчас, осенью, вероятность аварии выше, чем, скажем, летом. Поэтому пассажирам следует быть более внимательными. Первое — это ожидание транспорта на остановке. Ни в коем случае нельзя стоять спиной к движущемуся транспорту, к проезжей части дороги — ситуация может измениться, и вы просто не успеете отскочить, если какое-то авто занесет на остановку. Также опасно находиться в первых рядах напирающей толпы — вас могут толкнуть под колеса подъезжающего транспорта и вы не будете иметь возможности отскочить. При посадке старайтесь занять место рядом с поручнем, чтобы крепко держаться всю дорогу. Как показывает анализ происшествий в метрополитене, наибольшие травмы получают те пассажиры, которые стоят и не держатся. В случае экстренного торможения эти люди падают и получают сильные травмы головы, переломы конечностей. Чем крепче люди держатся, тем слабее получают удар при падении, тем меньше у них травм. Самое опасное место при движении — у дверей. Двери могут случайно открыться во время движения, и пассажир падает под колеса других авто. Так что лучше на ступеньках и подножках
не ездить.
— Есть ли какая-то специфика при езде на маршрутках?
— К сожалению, маршрутные такси довольно часто попадают в различные аварии. Причина тому — вопиющие нарушения правил дорожного движения некоторыми водителями. Они перестраиваются из второго, третьего, даже четвертого ряда в первый, делая быстрый и чрезвычайно опасный маневр, чтобы подобрать пассажира или, наоборот, кого-то высадить. Тем самым ставят под угрозу жизни всех пассажиров. Людям, которые вынуждены пользоваться этим видом транспорта, я хотел бы посоветовать обязательно брать билеты, чтобы в случае аварии можно было доказать свои претензии к перевозчику. И еще одно: владельцы маршруток переделывают их, устанавливая дополнительные места. То есть машины уже перегружены, переделаны. Стоящие пассажиры, не предусмотренные изготовителями авто, очень рискуют. В случае ДТП они могут получить очень тяжелые травмы. Я сам не далее как сегодня ехал в маршрутке и видел скрюченных людей, которые очень торопились и потому согласились на путешествие в столь неудобной позе. Уверен, что их риск неоправдан!
— А стоячие места в трамваях, троллейбусах и автобусах безопасны?
— Конечно, сидя ехать безопаснее. Но в общественном транспорте предусмотрена перевозка стоячих пассажиров: есть специальные поручни, за которые нужно держаться. В этой связи — еще один совет: лучше пользоваться «постоянными билетами»: тогда не нужно рыться в карманах и ходить по салону, рискуя упасть при экстренном торможении. Еще одно правило — никогда не спать в транспорте. Дело не только в том, что можно проехать нужную остановку или подвергнуться посягательству воров — сонный человек не может отреагировать на происходящее и рискует упасть при торможении, удариться головой о поручень сидения впереди и так далее. Именно поэтому, кстати, запрещена перевозка лиц в состоянии алкогольного опьянения: они очень рискуют получить травмы.
— Кстати о криминале: далеко не все пассажиры — наши товарищи...
— Да, общественный транспорт — излюбленное место «охоты» воров-карманников. Это тоже не следует забывать. Они чаще всего «работают» в проходах и у дверей: одни создают толчею, давку, другие — обчищают карманы под этим прикрытием. Если в салоне нет людей — садитесь рядом с водителем, иначе можно подвергнуться нападению грабителя. При свидетелях преступник не отважится напасть. Причем садиться лучше в такой ситуации не у окна (тогда к вам могут «подсесть»), а у прохода. Если в салон вошел агрессивный человек либо явно пьяный, старайтесь не встречаться с ним взглядом — больше шансов, что он не обратит на вас внимания.
— А что делать, если авария неминуема, к примеру, если пассажир слышит истошный визг тормозов, видит несущийся в направлении автобуса грузовик...
— Сидящим пассажирам необходимо пригнуть голову, прижав ее к переднему сидению и накрыв руками, напрячь все мышцы, упереться в переднее сидение и сгруппироваться. Стоящим пассажирам — крепче держаться или лечь на пол салона. Ни в коем случае не следует пытаться на полной скорости выпрыгнуть из транспортного средства — шанс погибнуть выше. Также не следует предаваться панике — в панике человек неспособен логически мыслить и правильно действовать!
Когда беда случилась...
И все же, как бы мы ни старались, порой предотвратить беду невозможно. И здесь есть правила, соблюдение которых может спасти множество жизней. Юрий Кулиш
продолжает:
— Самое страшное — это какая-то черствость людей. Когда происходит ДТП, вокруг собираются толпы зевак, которые упиваются кровавым зрелищем. Как наши далекие предки упивались боем гладиаторов, так и современники смотрят на чью-то агонию, муки попавших в аварию людей, цинично обсуждая между собой: «Выживет или не выживет?» Эти люди не пришли, чтобы помочь. Эти люди пришли, чтобы посмотреть... Здесь хотелось бы обратиться ко всем людям: как только вы увидели ДТП или пожар, или любую другую чрезвычайную ситуацию, сразу же необходимо звать на помощь специалистов. Некоторые бросаются спасать самостоятельно. Это в корне неверно — у вас может не получиться, и жизнь человека будет на вашей совести, ведь при своевременном вызове профессиональные врачи, спасатели, правоохранители могли бы сделать все правильно и человек остался бы жив. Также не стоит перепоручать вызов служб кому-то другому: гражданин может находиться в состоянии шока, он может забыть номер экстренной службы, не найти телефонный аппарат. Благо сейчас чуть ли не у каждого второго есть мобильный телефон. Если у вас его нет — останавливайте прохожих, тормозите проезжающие машины. Чем скорее информация поступит к спасателям — тем больше шансов на спасение. Если вы не знаете, какой номер набирать — набирайте «112», там вас соединят с необходимой службой, пришлют и медиков, и работников МЧС, и милицию.
По словам спасателя, после вызова специалистов граждане не должны сидеть сложа руки:
— Важно своевременно оказать помощь попавшим в беду людям. К сожалению, далеко не все наши водители соблюдают такое правило дорожного движения, как требование пропустить пожарный автомобиль или карету «скорой помощи». То есть эти машины по пути к месту аварии могут попасть в пробку, застрять. Драгоценные секунды, за которые пострадавшего еще можно спасти, при этом будут потеряны. Следовательно, начинать действовать нужно сразу же всем людям, которые стали свидетелями ЧП или попали в аварию. Первым делом нужно помочь потерпевшим покинуть транспортное средство. Но здесь необходимо помнить основной принцип спасателей: «Не навреди!»

Продолжение следует