На сцене Харьковского государственного академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко трудятся детсадовцы.

Каким будет прекрасное далеко этих малышей – пока неизвестно, но сейчас они не перестают удивлять взрослых искренностью и честностью игры.

Начинающий пятилетний актер блюдет актеров-родителей


Пятилетний Ваня Бережко играет бойковчанина в спектакле «Украденное счастье» Ивана Франко и Мальчика в «Войцеке» Бюхнера. В «Украденном счастье» у Вани есть «группа поддержки» – вместе с ним одну из главных ролей играет его папа, один из ведущих актеров театра им. Шевченко, режиссер заслуженный артист Украины Сергей Бережко.

– Ваня вышел на сцену в четыре года, – рассказывает Сергей Бережко. – Его дебют был умилителен. Мальчик моментально вжился в роль, поверил в предлагаемые обстоятельства, в нем не было ни стеснения, ни зажатости. Ему все было интересно – он танцевал, веселился, смотрел на взрослых исполнителей и подражал им. А когда вышел на поклон – так низко поклонился, что сорвал аплодисменты зрительного зала и получил цветы.

– Мне нравится играть на сцене, – признается Ваня. – Мне нравится все, что я делаю, и нравится, когда зрители хлопают. Выходить на сцену мне совсем не страшно. Мне нравятся все папины роли, и я хотел бы их сыграть.

А еще у маленького Вани проявились способности пародиста.

– Он перенимает смех своей подружки, – делится Ванина мама, актриса театра им. Шевченко Мария Авраменко-Бережко. – Мы спрашиваем: «У тебя что, своего смеха нет?» А ему интересно копировать смех подружки.

Строгий критик на подстраховке


– Во время наших спектаклей сын сидит в ложе. Перед спектаклем сообщает: «Ваш текст я запомнил, так что буду вас контролировать», – улыбается Ванина мама. – Когда я спрашиваю: «Ну как мы сегодня играли?» – Ваня делается очень строгим: «Хорошо, только в одном месте текст забыли».

Родители видят в Ване актерские способности и не станут возражать, если однажды Ваня выйдет на сцену как профессионал. Впрочем, несмотря на то что пятилетний лицедей уже покушается на папины роли, со своим будущим он еще явно не определился, хотя признается, что сейчас ему хочется стать строителем.

Если дочка будет артисткой – это катастрофа


Шестилетнюю Машу Борисенко тоже задействуют в театре им. Т.Г. Шевченко в роли бойковчанки в спектакле «Украденное счастье». Маша – дочь потомственного актера Владимира Борисенко, который тоже вырос в театральном окружении. Он – четвертый в творческом поколении, но не последний: в разных театрах работают его младший брат, старшая и средняя дочери. Не миновала актерской участи и младшенькая – шестилетняя Маша.

Актриса пока ходит в детский сад, на сцене дебютировала в четыре года.

– Моя новая семья не актерская, и все категорически против, чтобы Маша была актрисой, – говорит Владимир Борисенко. – Профессия не приносит денег, актеры дерутся за звания, которые в нашей стране ничего не значат. Материальная база отвратительная, артисты выкладываются до потери пульса, работают ночами. Это будет просто катастрофа, если дочка будет артисткой.

Между строк читается: Владимир Борисенко все равно прочит дочери актерское будущее. По крайней мере рассказывает, как они с Машей пишут сценарии и снимают кино. Герои фильмов – Маша и куклы. Сняли уже несколько серий, продолжение следует.

Не работа, а баловство


– Никто не мечтает, чтобы она была актрисой, но девочка очень талантлива. Мы специально не стали отдавать ее в балетную и музыкальную школы, чтобы она не стала артисткой. Но я чувствую, что у нее стопроцентные задатки для профессии актрисы, – не сомневается папа. – Кстати, у нее завидные психофизические данные. Она красива, будет высокой, у нее длинные ноги, миловидное лицо, очень звонкий и громкий голос – все это весьма важно для сцены. Думаю, она может состояться как актриса. Но насильно я не хотел бы отдавать ее в эту профессию.

Сама шестилетняя артистка, гармонично живущая на сцене, уверяет, что для нее игра на сцене вовсе не работа, а баловство.