Для большинства людей такие понятия, как «апокалипсис», «армагеддон», знакомы больше по фильмам-катастрофам, коими так плодовит Голливуд. Строго говоря, если углубиться в первоисточники, то истинное значение этих слов далеко от трактовки заокеанских режиссеров. Но виртуальное зрелище гибели Земли в результате падения астероида впечатляет. Естественно, находится герой, истинный американец с квадратной челюстью, который спасает планету от разрушения. Астероид расстрелян и позорно капитулировал, вулканы усмирены, цунами загнаны обратно в океан…

Родился ли уже этот герой? Вопрос, кажется, становится актуальным. В последнее время в прессе появился ряд сенсационных сообщений: Земля в опасности, грядет апокалипсис, к нашей планете приближается крупный астероид, который столкнется с Землей и вызовет глобальную катастрофу. Разные СМИ называют разные размеры и даже сроки прибытия «каменного гостя». Единственное, в чем они единодушны, так это в несколько садистских описаниях последствий встречи нашей матушки Земли с Апофисом (а именно так — в честь древнеегипетского демона зла и разрушений — назван приближающийся астероид). Читая публикации, невольно поеживаешься: огромной высоты цунами, сметающие с лица Земли целые континенты; чудовищной силы землетрясения и пылевые бури, затмевающие Солнце, — в общем, закат человечества... Любит брат-журналист пощекотать нервишки читателям!
На деле все обстоит несколько иначе. Астероид Апофис действительно существует и приближается к Земле. Однако не так страшен черт, как его малюют.
По последним данным, диаметр Апофиса оценивается в 250 метров. Тесное сближение астероида с Землей ожидается в середине апреля 2029 года. Он пролетит между Луной и Землей на расстоянии примерно 36 тыс. км от нас. Этот визит Земле ничем не угрожает, вероятность падения астероида на Землю — 1/45 000. Вторая встреча с астероидом «намечена» на 2036 год. Как он поведет себя — неизвестно. Все будет зависеть от того, как изменится орбита Апофиса после первого сближения. Поэтому остается только ждать 2029 года, а гадать на кофейной гуще не стоит.
Однако и недооценивать опасность тоже не стоит. Ведь в случае падения астероида на Землю (а такое, хоть и маловероятно, но все-таки может произойти) последствия могут быть серьезными, пусть и не в глобальных масштабах. Сейчас учеными разрабатываются методы предотвращения катастрофы. Рассматриваются разные варианты — от полного уничтожения непрошеного гостя до смещения его с орбиты. Исследования в этой области требуют колоссальных финансовых затрат, и космическим державам, похоже, придется на время забыть о соперничестве и объединить усилия, чтобы предотвратить беду.

Комментарий

Юрий Николаевич Круглый — кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник НИИ астрономии ХНУ им. В.Н. Каразина:
«Апофис действительно представляет опасность для людей, хотя газеты, как всегда, явно ее преувеличивают. Для ученых это скорее интересный объект исследований, и сегодня речь об уничтожении астероида не идет. Чтобы выяснить, насколько он опасен и как предотвратить столкновение с ним, нужны детальные исследования. И только после этого его можно «расстрелять» или «столкнуть» с орбиты. Апофис может послужить опытным плацдармом: ведь это не единственный опасный для Земли объект и не последнее открытие такого рода. В США действует хорошо финансируемая долгосрочная комплексная программа обнаружения таких объектов. Есть вероятность, что NASA отправит к астероиду специальный космический аппарат для изучения структуры и параметров объекта, на поверхности Апофиса будет установлен радиомаяк. Возможно, это будет пилотируемый полет. Мы же в обсерватории проводим фундаментальные исследования в этой области. К сожалению, как всегда, на науку у нас средств не хватает. Что касается грядущей катастрофы, могу сказать, что в 2029 году этого не произойдет, и будем надеяться, что это будет не скоро».

Справка

Астероиды — космические тела Солнечной системы с размерами до 500 км. Опасность для Земли представляют любые находящиеся на околоземных орбитах объекты, превышающие размеры 100 м. Последнее столкновение нашей планеты с крупным космическим телом произошло в 1908 году — это падение Тунгусского метеорита. Астрономы склоняются к мысли, что это был не астероид, а скорее всего Земля столкнулась с кометой, которая взорвалась при вхождении в плотные слои атмосферы.
Астероид Апофис открыт 19 июня 2004 года и включен в список опасных для Земли объектов Солнечной системы. По 10-балльной шкале (так называемая Туринская шкала опасности столкновений с астероидами) столкновение с Апофисом сегодня оценивается как нулевое, однако некоторые ученые считают, что ожидаемому визитеру надо все-таки выделить 1 балл.