Украинские товары теснит импортная продукция. Так, Госстат сообщил, что по итогам 2012 года доля продаж отечественных товаров составила 58,9%, что на 3% ниже показателя предыдущего года.
Корреспонденты «Вечернего Харькова» поинтересовались у харьковчан, как часто они покупают украинские товары.Как выяснилось, немало наших земляков считают: если заграничное – значит, качественное. Не последнюю роль в этом играет реклама, которая навязчиво пропагандирует качественную обувь из Италии, творящую чудеса косметику из Франции, лучший чай из Англии, настоящее пиво из Чехии... В результате харьковчане отваливают огромные деньжищи за «французские» духи на самом деле арабского разлива, итальянские сапоги – китайской «сборки» или «итальянские» макароны, изготовленные на Херсонщине...
При этом многие из опрошенных харьковчан с удовольствием носили бы вещи отечественного производства, да только в продаже их встречают не часто.
– С удовольствием ношу отечественные вещи – начиная от летних сарафанов и заканчивая зимней одеждой, – говорит преподаватель вуза Ольга Владимировна. – Устраивает качество, да и на этикетке можно прочитать полную информацию об изделии, чего не скажешь о китайском ширпотребе. И размерный ряд богатый, в отличие от заморских «маломерок», рассчитанных на модели. Одна беда – отечественный товар не везде купишь. Его продают либо в специализированных магазинах, либо на ярмарке.
– Очень люблю этническую одежду в национальном стиле, – признается студентка Мирослава. – А украинскую вышиванку лучше нас не сделает ни одна иностранная компания.
– Стараюсь покупать отечественные ползунки и прочую одежду на малыша – они качественнее и дешевле, – говорит мама двоих детей Мария. – Не вижу смысла тратить огромные деньги на вещь, которая прослужит два-три месяца. Да и многие ли мамочки разрешат своему ребенку бегать и лазить, где им хочется, в фирменных вещах стоимостью недельного бюджета семьи?
– Вообще-то, я сама себе шью, – делится модельер Алиса. – Но могу сказать, что отечественных тканей не найдешь, в магазинах – Пакинстан, Китай, Корея, Италия...
Население уже научилось смотреть не на бренд, а на качество товара. И не готово переплачивать только ради лозунга «Купуй українське!».
«Духи – однозначно Франция!»
За дорогущей и невероятно эффективной (если верить все той же рекламе) импортной косметикой тоже гоняются далеко не все.
– Если бы все эти широко разрекламированные импортные средства были действительно эффективны – у нас все женщины выглядели бы «на десять лет моложе своих лет», – улыбается бухгалтер Светлана. – Я отдаю предпочтение косметике харьковской фабрики и очень довольна.
– Я предпочитаю косметику, в состав которой входят натуральные ингредиенты. Как мне кажется, в наших кремах их больше, – признается домохозяйка Зоя Григорьевна. – Только обидно, что на стеллажах с косметикой на самом видном месте красуется импорт, а продукция наших производителей приютилась на нижних полочках, к которым можно дотянуться, лишь согнувшись.
– Кремы на себе испытала всевозможные – и страшно дорогие, и весьма доступные по цене – отечественные. Особой разницы не заметила, – разводит руками офис-менеджер Елена. – Но что касается духов – однозначно Франция, сколько бы они не стоили. Пусть будут одни, но хорошие.
«На днях дрель купил – немецкую»
В отличие от косметики и одежды, бытовую технику и электронику харьковчане все же предпочитают импортную.
– Что я недавно покупала? – задумалась домохозяйка Ирма. – Фен, миксер, микроволновку – все импортное. Честно говоря, мне отечественные в магазине даже не попадались.
– На днях дрель купил – немецкую, – хвастается заводчанин Михаил. – Отечественную? Да это ж выброшенные деньги... Вспомнил: ведро и шланг для полива на дачу покупал – наши украинские...
– В прошлом месяце покупали с женой холодильник, – делится пенсионер Евгений Павлович. – Бюджет, сами понимаете, ограничен. По цене устроили две модели – импортная и отечественная. Посоветовались с продавцом. Так он категорически не рекомендовал брать украинский, говорит, замучаетесь ремонтировать.
«Наши продукты – самые вкусные!»
Зато отечественные продукты питания у наших земляков – вне конкуренции. Все респонденты отдают предпочтение харьковской молочке, кондитерке, колбасе, не говоря уж об овощах и фруктах.
– Какой импорт, о чем вы говорите? – даже всплеснула руками Наталья. – Каждый год ждем не дождемся, когда на прилавках появятся родные огурчики, помидорчики, клубника, абрикосы, яблоки... Да разве ж можно их сравнить с привозными?
В Украине шьются известные бренды
Чтобы убедиться в том, что харьковчане говорят правду, достаточно пройтись по магазинам и рынкам, что и сделал корреспондент «ВХ». К примеру, как в бутиках, так и на вещевых рынках действительно оказалось не так-то просто отыскать качественные и доступные по цене товары украинского легпрома.
– У нас в основном одежда из Турции и Китая. Честно говоря, нас никто и не обязывает закупать хотя бы какой-то процент товаров, «сделанных в Украине», – говорит владелица магазина Оксана Марковна. – Да и покупатели редко интересуются, кем именно сшита блузочка или платье: больше доверяют своим ощущениям – нравится ли, приятна ли на ощупь. Интересуются качеством: как стирается, не вытягивается ли? Ну и, конечно, ценой.
– Одно время мы брали нашу «швейку» на реализацию, – рассказывает продавец другой торговой точки. – Но потом отказались: ассортимент скудный, фасоны больше для пенсионеров, а цена порой выше, чем на тот же турецкий трикотаж. Товар спросом не пользовался, залеживался...
– Большинство наших предприятий легпрома предпочитают работать по давальческим схемам – продукция, которая сшита из давальческого сырья и отправляется на экспорт, не облагается налогами, ее не нужно лицензировать. Поэтому им выгоднее отшивать одежду за границу, чем пускать ее на внутренний рынок, – считает предприниматель Галина, владеющая сетью магазинов одежды. – Вас наверняка удивит, что именно в Украине отшивается огромное количество одежды известных марок, таких как Benetton, Zara, Dolche Gabana, Laura Ashley, Hugo Boss.
Не жалуют отечественную продукцию даже в магазине, специализирующемся на товарах для маникюра.
– Ну, например, стерилизаторы производятся как в Китае, так и в Украине. Качество примерно одинаковое, но отечественные дороже в три раза. Кто их возьмет? – разводит руками владелец магазина Сергей.
В отделах бытовой техники продвацы стеной стоят за импортную продукцию: мол, она и по внешнему виду, и по качественным характеристикам намного лучше украинской.
– Украинцы научились производить отличные продукты питания, строить элитную недвижимость, чего не скажешь о производстве высокотехнологичных бытовых приборов, – говорит директор одного из харьковских магазинов электробытовой техники Константин Туренков. – Поэтому эту нишу заполнили транснациональные корпорации из Китая, Турции, Южной Кореи – их товары лучше и по дизайну, и по качеству. Сохранить производство после экономического кризиса удалось лишь нескольким крупнейшим отечественным заводам. Например, Донецкий завод холодильных машин выпускает холодильники «Норд», производство современных плит налажено на мариупольском заводе «Азовмаш». Среди телевизоров, которые собираются под собственными торговыми марками на отечественных предприятиях, – «Электрон», «Рейнфорд», «Плазма», но они полностью из зарубежных комплектующих.
– Есть отечественные электрические фены, чайники, вентиляторы, кофемолки львовского производства. Но модели устаревшие, спросом не пользуются, – считает продавец отдела мелкой бытовой техники Леонид. – А вот наши харьковские электробритвы расходятся на ура.
Украинцам нужна реклама?
По мнению многих экспертов, украинским товаропроизводителям не хватает финансирования, хорошей рекламы, поддержки государства, чтобы выйти на новый уровень качества, когда каждый украинец с гордостью бы покупал украинские макароны, духи, технику и одежду.