Украина может ограничить импорт бензина и дизтоплива одной страной или поставщиком, если будет экономическая целесообразность, заявил в своем ежегодном послании Верховной Раде президент Виктор Янукович.
Инициатива главы государства вызвала вопросы у многих автолюбителей, ведь около 70% бензина и дизтоплива из потребляемых страной (10 млн т в год) поставляются нам из Литвы и Белоруссии. По мнению экспертов нефтерынка, введение таких квот без увеличения производства качественного топлива в Украине может взвинтить цены на бензин.Замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев говорит, что сейчас главная проблема топлива на наших АЗС — его качество. Относительно благополучная ситуация — в крупных городах и там, где есть заправки известных брендов. А на безымянных АЗС бензобаки могут заправить изготовленной из газоконденсата продукцией местных мини-НПЗ, которые дают до 15% общего объема «горючки» или его смесью с украинским бензином. Очевидно, что если чиновники ограничат импорт качественного бензина даже не в 2,8 раза, как предлагает президент, а хотя бы на треть (до 3 млн т) — появятся очереди на заправках, где им торгуют. Насколько может взлететь стоимость привозного бензина из-за его дефицита, сейчас сказать трудно — все будет зависеть от спроса и предложения, это может быть и 2, и 3 грн/л (13—14 грн — Авт.). Но то, что наш тоже подорожает — однозначно
– Проблема украинских НПЗ в конкуренции не с легальными импортными поставками, а с нелегальными — контрабандой и фальсификатом. Государство должно бороться с этими явлениями, а не с поставщиками высококачественных топлив. В свою очередь необходимо заставить наши НПЗ проводить модернизацию за свой счет, а не за счет потребителей, которые будут платить больше за топливо в случае введения пошлин или квот, – сказал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Импортеры топлива против введения квот. По подсчетам президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, сокращение импорта бензина и дизтоплива с нынешних 7 млн т в год до 2,5 млн, образует на рынке дыру в 3,5 млн т.
– Заполнить брешь реально лишь контрабандой и фальсификатом, возможно, кто-то в этом очень заинтересован, — говорит Леонид Косянчук.
Политолог Владимир Фесенко успокаивает: резких перемен не будет.
– Продолжается лоббистская борьба за рынок между импортерами и производителями, уже подключают президента. Но власть понимает, что перебои с топливом ей не на руку, поэтому ожидаю, что ограничения на импорт если и будут, то постепенные, – сказал Владимир Фесенко.