Гости ВХ

  • 8253
  •  / 

Куда протянется харьковское метро

фото: Илья Пшеничный

Куда протянется харьковское метро
Куда протянется харьковское метро Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – заместитель директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского городского совета Анатолий Кравчук.

Семь станций – за семь лет


– Анатолий Леонтьевич, добрый день. Меня зовут Евгений. Сегодня много говорят о пуске станции метро «Победа». А насколько вообще важно для Харькова строительство метро?

– Альтернативы метро – доступного, быстрого, удобного транспорта для перевозки пассажиров – в таких мегаполисах, как Харьков, не существует. Это доказано вековым опытом других городов. Ведь первое метро было построено в Лондоне еще в 1861 году, когда у нас еще было крепостное право.

Кстати, Харькову очень повезло – подземка в нашем городе начала строиться в конце шестидесятых, когда метрополитен прокладывался только в городах-миллионниках и столицах союзных республик. Харьков был шестым городом (не будучи при этом столицей), где появилась подземка. Решение о строительстве метро в Харькове было принято в апреле 1968 года, когда уже все государственные планы таких грандиозных строек были сверстаны и на них были выделены деньги. И вдруг ни с того ни с сего в аварийном порядке принято решение Совмином СССР о начале строительства харьковского метро, а еще через две недели – 15 мая – Советом Министров УССР. Предусмотрены ресурсы, дано поручение Харьковскому исполкому выделить землю для базы метростроя, принято решение передислоцировать метростроителей из Сибири, которые были заняты на серьезных оборонных объектах. Почти 300 человек с семьями были перевезены в Харьков, им было выделено жилье.

А все потому, что в 1968 году международная обстановка накалилась в связи с событиями в Чехословакии. Противостояние двух военно-политических систем – Варшавского договора и НАТО дошло до критической точки. Правительство приняло решение увеличить количество выпускаемых танков, а одним из ведущих предприятий этой отрасли в нашей стране был завод им. Малышева. Когда директору завода и руководителям области задали вопрос: что нужно сделать для увеличения производства танков, последовал ответ: необходимо построить и оснастить цеха, а также увеличить количество рабочих и решить вопрос их оперативного подвоза с Южного вокзала на предприятие, поскольку дорога до завода им. Малышева занимала полтора-два часа. Трамваи и троллейбусы не смогли бы перевозить такое количество людей в оперативном порядке. Поэтому началось строительство первой линии харьковского метро: за семь лет построили семь станций!

В этой связи не могу не вспомнить о нашем ветеране – Григории Александровиче Братчуне, который почти 20 лет был начальником метростроя, начинал строительство метро в Харькове, под его руководством была обустроена первая и вторая линии подземки. В этом году решением сессии городского совета ему присвоено звание «Почетный гражданин города Харькова».

– А какие районы Харькова сейчас больше всего нуждаются в новых станциях метро?

– После Алексеевки пойдем в сторону Одесской. Там и район густонаселенный, и большой приток пассажиров из Змиева, Краснограда, которых автобусы доставляют на автовокзал по проспекту Гагарина. Эту магистраль необходимо разгрузить. Уже есть проект двух станций в этом направлении.

Следующий перспективный район – Северная Салтовка. Здесь планируется добавить станцию «Дружба Народов» – от «Героев Труда» на выезд в сторону Липцев. А также Рогань – тоже добавится одна станция метро: от Холодной горы в сторону Залютино, чтобы выйти в район окружной дороги.

Метро в Харькове закольцуют


– Анатолий Леонтьевич, здравствуйте. Меня зовут Виктория. Живу на Салтовке. Слышала, что в Харькове будет строиться кольцевая линия метро?

– Эта идея возникла уже давно и разрабатывалась совместно с институтом «Харькометропроект». Сначала планировалось начать строительство метро от станции «Академика Барабашова» вдоль проспекта 50-летия ВЛКСМ с возведением станций «Гвардейцев-широнинцев», «пр. Тракторостроителей» и «Восточная Салтовка».

Но в новом плане кольцевую линию планируют начать со станции «Героев Труда-2»: между двумя уже существующими станциями – «Героев Труда» и «Имени Александра Масельского» (бывшая «Индустриальная») появится пять новых: «Героев Труда-2», «Проспект Тракторостроителей», «Восточная Салтовка», «602 микрорайон» и «Индустриальная-2». То есть первый участок кольцевой линии соединит Салтовку с районом ХТЗ. Это будет очень удобно для пассажиров, поскольку сейчас люди добираются с Салтовки на ХТЗ через центр и с пересадками.

Пока это долгосрочная задача. Но проект уже лег в концепцию Государственной программы, которая предоставлена правительству. Начало строительства этого кольца предусмотрено после сдачи в эксплуатацию двух станций в сторону аэропорта.

Кстати, в Москве уже начали строить второе метро-кольцо, которое планируется проложить по большему радиусу от центра. А в перспективе строительство третьего – железнодорожного кольца для скоростных электричек. Это правильное решение, людям тогда не придется ехать в центр, чтобы сделать пересадку.

– А куда дальше планируется продлить харьковское кольцо?

– От метро «Имени Александра Масельского» в строну ул. Одесской. Так появится станция в районе пр. Косиора, потом подземка пройдет по ул. Героев Сталинграда и упрется в ст. м. «Одесскую», которая станет пересадочным пунктом.

– Добрый день. Меня зовут Татьяна. Анатолий Леонтьевич, всем, наверное, хочется, чтобы подземку провели буквально к дому. Скажите, на Северную Салтовку планируется пустить метро и в какие сроки?

– В генеральном плане строительства метрополитена до 2030 года, который сейчас корректируется, предусмотрено строительство соединения ст. м. «Героев Труда» и ст. м. «Имени Александра Масельского» через Северную Салтовку. Все пять вновь построенных станций этого участка кольцевой линии будут в зоне пешей доступности. И если сложатся благоприятные условия по финансированию, то строительство начнется сразу после сдачи двух станций в сторону Одесской.

– Слышала, что в Харькове появятся и наземные участки метро.

– Как раз на некоторых участках кольцевой линии возможно строительство наземного метро. Так, мы рассматриваем возможность проложить метро с Салтовки в район ХТЗ через Немышлю наземным способом.

Харьковской подземке атомная бомба не страшна


– Здравствуйте, меня зовут Светлана. Анатолий Леонтьевич, ваша трудовая биография уже много лет связана со строительством метро в Харькове. Поделитесь, пожалуйста, не приходилось ли при прокладке подземки сталкиваться с какими-то интересными находками?

– Ветераны метростроя рассказывали, что когда строилось метро в центре города, там находили различные исторические артефакты. Говорят, натыкались даже на останки мамонта. Но метро в центре строилось на очень большой глубине. Я действительно занимаюсь метро уже около 60 лет, но к сожалению, пока с какими-то интересными находками сталкиваться не пришлось.

– А еще ходят байки, что в метро есть какие-то секретные тоннели.

– Это не совсем байки. Дело в том, что метро является объектом гражданской обороны. Наша подземка, по нормативам, должна выдержать взрыв атомной бомбы. Поэтому там есть специальные сооружения для укрытия населения на случай войны: специальные герметически закрываемые тоннели, генераторные станции для выработки электроэнергии, воздухоочистительные устройства, многоместные санузлы, предусмотрен подземный забор воды... Эти требования к строительству метро сохранились еще с советских времен. Однако такое обустройство довольно затратно – до 20% стоимости строительства метро. Например, на Алексеевской линии предусмотрены сооружения, где могут укрываться в случае взрыва атомной бомбы 20 тысяч человек в течение трех суток. Между тем ни в одной другой цивилизованной стране мира метро подобных функций не выполняет – только лишь перевозит пассажиров.

– Анатолий Леонтьевич, здравствуйте. Меня зовут Марина. Можно обратиться к Вам за советом? Мне нравится 25-этажный дом, который возводится недалеко от строящейся «Победы». Хотелось бы там купить квартиру. Скажите, можно ли рассчитывать на надежность такого высотного здания, которое находится в непосредственной близости от метро?

– У вас и тени сомнения не должно возникать в надежности этого здания, поскольку при его строительстве учтены все нормативы и метростроителями, и строителями высотки.

Кроме того, жильцы этого дома не почувствуют никакого дискомфорта от того, что рядом пролегает метро. При строительстве станции «Победа» в Харькове впервые будет использована новая технология – бесшумные противовибрационные конструкции.

Строительство метро для власти в приоритете


– Анатолий Леонтьевич, добрый день. Андрей беспокоит. Для каждого периода у власти свои приоритеты. Скажите, на сегодняшний день строительство метро является приоритетным направлением для города и области?

– Первая же реальная возможность получить деньги на строительство метро не из государственного бюджета, а из других источников была использована максимально. Я говорю о средствах, которые получит область от продажи стадиона «Металлист», 80% из которых будет направлено на финансирование строительства «Победы». Вот вам и ответ: конечно же, метро является приоритетным направлением для руководства и области, и города.

– Есть вероятность, что «Победу» сдадут к 9 мая следующего года?

– Думаю, что ко Дню Победы мы не успеем. Если бы мы возобновили строительство хотя бы в мае этого года – могли бы уложиться в этот срок. Но начать активное строительство мы сможем лишь при поступлении финансирования, то есть предположительно не раньше ноября. Пока же работы на «Победе» идут не в полную силу – за счет средств подрядных организаций «Тоннельстрой», «Жилстрой-2». А ресурсы у них тоже ограниченны.

Личное дело
Анатолий Леонтьевич Кравчук родился 20 марта 1950 года в Хмельницкой области. В 1977 г. окончил Харьковский инженерно-строительный институт – ныне Харьковский государственный университет строительства и архитектуры (специальность – механическое оборудование предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций, квалификация – инженер-механик).
1971-1979 гг. – работа на Харьковском домостроительном комбинате (электрик, инженер).
1979-1983 гг. – инструктор Орджоникидзевского райкома Компартии Украины.
1983-1986 гг. – главный инженер завода железобетонных конструкций №1 (Харьков).
1986-1988 гг. – инструктор отдела строительства Харьковского обкома КПУ.
1988-2001 гг. работал на руководящих должностях в производственном объединении «Харьковжелезобетон», «Харьковдорстрой», АОЗТ «Завод ЖБК-5».
2001-2005 гг. – заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации.
2005 г. – август 2009 г. – начальник Харьковской дирекции строящегося метрополитена.
С сентября 2009 года – заместитель директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета.
Заслуженный строитель Украины.
Отец троих детей.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей16 января

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2856.77 грн
10 RUB 5.0691 грн
100 EUR 3507.25 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи