Мир

Ученые: миллиарды лет назад Марс был богат кислородом

Планетологи выяснили, что 4 миллиарда лет назад атмосфера Марса содержала в себе большое количество кислорода, сопоставимое с его долей на юной Земле.
Ученые проанализировали химический состав крайне древних пород в кратере Гусева на Красной планете и опубликовали свои выводы в статье в журнале Nature.

"Породы в кратере содержали в себе больше кислорода, чем частицы метеоритов, несмотря на их одинаковое происхождение. Это удивило нас, так как метеориты "молоды" — им всего 180-1400 миллионов лет, а породы в кратере Гусева, которые изучил Spirit, сформировались 3,7 миллиарда лет назад. По всей видимости, минералы в нижних слоях литосферы Марса хранят в себе кислород, впитавшийся в них тогда, когда они контактировали с атмосферой юной Красной планеты", — заявил Бернар Вуд из Оксфордского университета (Великобритания).

Вуд и его коллеги обнаружили, что атмосфера и недра Марса содержали в древности достаточно большую долю кислорода, изучив данные, собранные марсоходом Spirit в кратере Гусева, расположенного в южном полушарии Красной планеты, неподалеку от экватора. Ученых интересовали доли серы и оксидов металлов в его породах, которые могут подсказать, как выглядел Марс в далеком прошлом.

Валентина Терешкова хочет улететь на Марс

Оказалось, что базальтовые породы внутри кратера Гусева содержали в себе относительно много атомов окисленной серы, что говорит о присутствии больших концентраций кислорода на планете в то время, когда они формировались. По словам ученых, его доля была сопоставима с аналогичными значениями для земных базальтов.

NASA отобрало кандидатов для полета на Марс

"Это означает, что Марс обладал кислородной атмосферой примерно 4 миллиарда лет назад, задолго до обогащения воздушной оболочки нашей планеты кислородом, что произошло примерно 2,5 миллиарда лет назад. Мы можем теперь говорить о том, что Марс был теплой, влажной и одновременно "кислородной" планетой за миллиарды лет до того, как атмосфера Земля была наполнена его молекулами", — заключает Вуд.

Лента новостей17 января