Протестные настроения украинцев, по данным соцопросов, растут. Согласно последним исследованиям Фонда демократических инициатив им. Илька Кучерива, сегодня 25,5% респондентов допускают в ближайшее время массовые акции протестов в их городе или селе.

Этот показатель на 9% больше, чем в сентябре-октябре 2012 года. При этом только 36% (против 51% за прошлый период) не собираются принимать участия в уличных митингах и демонстрациях.

Эксперты прокомментировали "Главреду" результаты соцопроса, поделились своими оценками протестных настроений украинцев, а также рассказали, что может вывести народ на улицы, и возможен ли в Украине турецкий сценарий развития событий.

Протест на словах и на деле


Комментируя рост протестных настроений в Украине глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко подчеркнул, что вербальная, высказанная на словах, и реальная готовность к участию в митингах и прочих акциях – это разные вещи. Нынешний рост протестных настроений политолог объясняет усложнением социально-экономической ситуации в стране, падением промышленного производства, которое привело к увольнениям, и безработицей.

Также, по его словам, уровень социального напряжения в прошлом году был меньше, чем сегодня, потому что украинцы ожидали изменения ситуации к лучшему после парламентских выборов, чего не произошло.

"Однако, в целом, если сравнивать уровень протестных настроений сейчас и в другие периоды времени, к примеру, за три года президентства Януковича, то нынешние показатели все-таки меньше, чем были до того", – отметил Фесенко.

Кроме того, эксперт считает, что некорректно сравнивать протестные настроения Украины и Турции, поскольку в последней – иная ситуация и совершенно другой социокультурный и политический фон.

"Протестные настроения в Украине и Турции – разные вещи. Когда была Арабская весна, тоже проводили параллели, говорили, что завтра и у нас такое будет. Как в свое время сказал Леонид Кучма: "Украина – не Россия!", так можно сказать, что мы - и не Турция, и не арабский мир. В чем принципиальная разница? Контекст совершенно другой. В авангарде протестов в арабских странах и Турции – молодежь, недовольная не только политическим режимом, но и социально-экономическим положением. Там молодое население, молодежь превалирует в демографической структуре общества. А у нас, наоборот, население стареет, а молодежь – это меньшинство. Кроме того, наша молодежь гораздо меньше политизирована, по сравнению с турецкой", – объяснил Фесенко.

Кухонные протесты


Нынешние протестные настроения украинцев политолог Владимир Цибулько называет "кухонными". По его мнению, люди недовольны экономической ситуацией, не доверяют власти и политическим партиям. Однако этот протест не перехватывается оппозицией и не возглавляется ею.

"Это – кухонная форма неудовлетворения. Люди себе ворчат, но не знают, какую страну они могут получить в итоге подобных акций. Они не видят проекта страны и силы, которая данный проект в состоянии реализовать", – подчеркнул политолог.

При этом Цибулько уверен, что природа украинского протеста отлична от турецких акций.

"У турок не было Майдана. И, если сравнивать эффективность Майдана и его атмосферу, то площадь Таксим не продемонстрировала вовлеченности элит в майданное противостояние. По сравнению с украинским Майданом это детский сад. По уровню ангажированности элит в такой протест Майдан впереди всех", – убежден Цибулько.

По его словам, во время турецких акций "светская Турция восстала против клерикальной", и это был "вестернизованный протест". Для Украины таким же "вестернизованным протестом", по словам эксперта, был именно Майдан.

Что касается дальнейшего развития событий в Украине, то, по мнению Цибулько, Майдан в том виде, в каком он был, не повторится, так как за одно десятилетие два таких восстания не происходит.

"Люди были способны только высказать протест и этим перепоручить политикам реформу, переформатирование страны. В итоге политики обманули людей и не переформатировали страну. Майдан был мировоззренческим протестом. Тогда экономика неплохо справлялась, демонстрировала рост, и появлялась надежда на прорыв. Мы думали, что если такими темпами экономика будет расти, то мы быстро дорастем до западного мира. Но так не случилось. А теперь началась другая игра", – подытожил Цибулько.

"Турецкий сценарий" теоретически возможен


Причины акций протеста всегда одинаковые - несправедливость, уязвленная гордость, нереализованные планы, честолюбие, которое не находит способов воплощения, убежден политолог Дмитрий Выдрин. При этом он напомнил об известной пирамиде потребностей Маслоу и посоветовал украинским политикам помнить о ней.

"Известная шкала Маслоу определяет основные потребности человека, и я советую всем политикам распечатать эту шкалу, которая показывает главные для человека чувства, ущемление которых может привести сначала к недовольству, а потом к восстанию", – отметил эксперт.

На вопрос о том, нарастают ли протестные настроения украинцев, он затруднился ответить, поскольку, по его словам, социология говорит о скрытых человеческих чувствах и настроениях, но не рассказывает о том, когда они реализуются.

"Если поинтересоваться настроениями наших соседей из Турции, то будет приблизительно одинаковое количество людей, теоретически готовых выйти на улицы. Похожая социология будет и у украинцев с французами. Однако когда речь заходит о легитимизации однополых браков, во Франции тут же выходит миллион человек в одном Париже против данной инициативы, а у нас появляются две статьи в интернете, где ставится под сомнение необходимость такого шага", – отметил Выдрин.

Потому, по его словам, данные социологии нужно учитывать, но эти настроения не всегда трансформируются в уличные акции протестов.

При этом политолог отметил, что нечто подобное тому, что сейчас происходит в Турции, возможно и в Украине, и в любой другой стране. Но – при определенных условиях, в определенное время и при определенных лидерах общественного мнения.

"Ни одно настроение не выплескивается само по себе, без организационной части и лидеров, за которыми люди готовы выйти на улицу. У нас таких лидеров нет, потому в ближайшее время я не вижу такую актуальную угрозу. Хотя теоретически она существует", – резюмировал Выдрин.

Чем Украина похожа на Турцию


Комментируя рост протестных настроений в Украине, директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір" Сергей Таран отметил, что они не связаны напрямую с поддержкой оппозиции, хотя и дают ей возможность наращивать рейтинг. В то же время, рост желания выходить на улицы он, как и коллеги, связал с ситуацией в стране.

"Это значит потенциал для развития рейтинга оппозиции", – охарактеризовал данные социологии эксперт.

Рост протестных настроений Таран объясняет тем, что власти нечем похвастаться – нет ничего, что она могла бы предъявить, как достижение, ни в социальной сфере, ни в экономике, ни в международной политике. Потому падение рейтингов власти и рост протестных настроений политолог считает логичными.

Однако, по его мнению, такого рода настроения вовсе не обязательно перерастут в митинги и акции.

"Ведь любая революция – это еще и менеджмент, и организация, и подходящая ситуация в стране и мире. Скорее всего, это выльется в чрезвычайно сложные президентские выборы, или в переписывание правил этих выборов, чтобы обеспечить Януковичу победу даже с тем рейтингом, который есть сегодня. Это могут быть и выборы президента в парламенте, и перенос выборов на другую дату, и другие варианты. Именно такой может быть реакция власти на рост протестных настроений", – спрогнозировал Таран ситуацию в случае, если украинцы, все же, выйдут на улицы.

Кроме того, политолог назвал сравнение украинской и турецкой ситуаций отчасти оправданным, хотя отметил, что у премьера Эрдогана дела обстоят намного лучше, ведь он провел эффективные экономические реформы. В то же время, у руководства Украины, по словам политолога, ситуация совершенно иная.

"В Турции акции протестов стали спонтанными, их никто не готовил. Если же такие акции будут в Украине, то, очевидно, для них понадобится подготовка. И отправной точкой могут стать президентские выборы или же инициированный властью какой-то референдум, который ликвидирует украинский парламентаризм", – подчеркнул Таран.

Надежда Майная