28 июня Украина отмечает День Конституции.

На прошлой неделе состоялось заседании Конституционной Ассамблеи. В нем принял участие президент Украинской ассоциации районных и областных советов, председатель Харьковского областного совета Сергей Чернов, который поделился своми мыслями и комментариями по итогам форума.

– На пленарном заседании Конституционной Ассамблеи, которое состоялось 21 июня, был рассмотрен проект Концепции внесения изменений в Основной Закон, – говорит Сергей Чернов. – В основу этого документа легла работа семи комиссий Конституционной Ассамблеи, сформированных по конкретным направлениям. Например, комиссия по вопросам осуществления народовластия, по вопросам организации государственной власти, по вопросам правосудия, по вопросам правоохранительной деятельности или по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления.

В результате обсуждения Концепция внесения изменений в Конституцию Украины была принята за основу для доработки. До сентября все предложения и замечания к Концепции будут собраны, обобщены, сведены в целостный текст и к ноябрю, согласно принятому решению, Концепция новой редакции будет принята окончательно.

После того, как работа над Концепцией будет завершена, предложения Ассамблеи будут переданы президенту Украины. Изменения в Основной Закон должны пройти еще и всенародное обсуждение. При таких условиях мы получим взвешенный документ, соответствует принципам демократии участия.

– Сергей Иванович, в Конституционной Ассамблеи Вы входите в состав Комиссии по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления. Какие пожелания или предложения были высказаны относительно части Концепции, подготовленной вашей Комиссией?

– Предложенные нами положения Концепции, касающиеся совершенствования местного самоуправления и территориальной организации власти, не вызывали такой оживленной дискуссии, как во время докладов других комиссий. Кстати, этот раздел полностью корреспондируется с Концепцией реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, одобренной правительством в апреле текущего года, которая прошла широкое обсуждение с участием национальных ассоциаций местного самоуправления, ученых и общественности, была поддержана Координационным советом по вопросам развития гражданского общества при президенте Украины. Наверное, благодаря этому мы и представили документ, к которому не было существенных замечаний.

– Вообще, какие проблемы местного самоуправления надлежит решить новой редакции Конституции?

– Прежде всего, это имплементация Европейской хартии местного самоуправления в отечественное законодательство. Всем известно, что в Хартии определяются основополагающие принципы местного самоуправления. Верховная Рада ратифицировала этот международный договор еще в 1997 году, но взятые на себя международные обязательства, выписанные в Хартии, Украиной выполняются очень медленно и для их осуществления необходимо внести изменения в Конституцию.

Полномочия органов власти в Украине нуждаются в уточнении. Сейчас в государстве существует не совсем понятный способ делегирования полномочий: государство делегирует полномочия местному самоуправлению. В случае с областными или районными советами полномочия делегируются государственным администрациям соответствующего уровня, то есть – государству. Принципы делегирования полномочий надо выписать более четко, чтобы не было таких противоречий.

Кроме того, отечественное самоуправление остро нуждается в реализации принципа правоспособности. Права-то есть, но нет возможностей для их реализации. Для этого местным советам нужна гарантированная материальная база.

Необходимо обеспечить участие общественности в принятии решений в вопросах местного значения. Да, общественность привлекается к обсуждению, но возможности влиять на принятие решений – будем откровенны – у нее очень ограничены. Возможно, принятие законов, проекты которых находятся на рассмотрении в Верховной Раде, – о местном референдуме и о мирных собраниях граждан, а также реализация Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине – положительно повлияют на ситуацию.

Моя личная точка зрения заключается в том, что Конституция должна быть простой, понятной не одним специалистам, а всем гражданам, такой, чтобы не допускать разночтений, определять права и обязанности, а остальное должно быть отнесено к компетенции законодательных актов. Международный опыт это подтверждает. Действующая Конституция Украины с ее сто шестьдесят одной статьей одна из самых больших в Европе.

Изменения в Конституцию для нас не является самоцелью. Цель – развитие государства с развитым демократическим обществом, где нормы Основного Закона выполняются не декларативно, а на практике защищают права и свободы граждан. Мы в конце концов должны достичь такого уровня, когда будем жить не с Конституцией, а по Конституции.