В воскресенье 7 июля на малой сцене «Березіль» Харьковского академического театра им. Т.Г.Шевченко состоится премьера спектакля «Прощай, Иуда...» по пьесе одного из величайших польских драматургов второй половины ХХ века Иренеуша Ирединского.
Пьеса была опубликована в 1965 году. Ее ставили во многих театрах Польши, а также в Швейцарии, США, Германии, России. Сюжет драмы – не библейская история предательства. Казалось бы – все просто: человек с именем Иуда – предатель. Но создатели спектакля задумываются над тем, можно ли быть свободным и благородным в мире, где правит насилие.Спектакль «Прощай, Иуда» – общий проект театра им. Шевченко и генерального консульства Республики Польша в Харькове. Для постановки спектакля на харьковской сцене был приглашен польский режиссер Анджей Щитко, который известен не только как режиссер. Он сыграл более ста ролей на драматической сцене, а в 1986 году дебютировал в кино – снимался в фильмах «Возвращение в Польшу», «Огнем и мечом» и многих других. Актерская работа в театре и в кино помогла Анджею Щитко приобрести универсальный опыт и в середине 1990-х он поставил как режиссер несколько спектаклей. Теперь его пригласили в Харьков.
Анджей Щитко в нашем городе уже второй раз. Первый раз приезжал в конце 1980-годов на гастроли – играл в двух спекталях. Теперь вернулся в качестве режиссера.
Анджей Щитко в 1980-м сам играл Иуду на польской сцене и взялся переосмыслить пьесу.
– Эта пьеса очень глубокая и умная, – говорит режиссер. – И спектакль, в котором я играл, – это был другой спектакль, другой опыт, другое осмысление событий. Тогда в прессе писали, что это пьеса политическая, о террористах. На самом деле это пьеса об отношениях между людьми, о человеческом благородстве и о трагедии. Архетип взят из библии, но Иренеуш Ирединский так спроектировал ситуацию, что самым благородным, честным и чистым в пьесе является Иуда. В пьесе нет положительных персонажей: все герои негативны. Люди живут со злом, но оправдывают его. А Иуда из той категории людей, которые причинили зло, но не могут с этим жить, не могут найти ему оправдание. Поэтому он идет на самоубийство. Иисуса распяли, а страдающий Иуда хочет показать, что ошибся, хочет искупить свою вину и накладывает на себя руки. Сама библия подсказывает, что Иуда запрограммирован на предательство. И отец мальчика, давая сыну такое имя, заранее программирует его на определенную жизнь и поведение.
Десятилетия актерской игры на сцене сделали Анджея Щитко лояльным режиссером: он охотно прислушивается к мнению актеров.
Польский режиссер задействует в спектакле н только маститых, но и молодых актеров, даже студентов Харьковского Национального университета искусств им. И.П. Котляревского.