Налоговая система Украины прошла определенный период своего становления и сейчас находится на этапе совершенствования.
Совершенное налоговое законодательство — еще недостаточное условие для того, чтобы система налогообложения была эффективной. Эффективное существование налоговой системы может быть лишь тогда, когда будет налажена связь между государством и гражданином, когда решению жизненно важных проблем отдельного человека будет уделено усиленное внимание.Одним из важных направлений деятельности Специализированной ГНИ по работе с крупными плательщиками налогов в г. Харькове (далее СГНИ КПН в г. Харькове) является работа с обращениями граждан. Благодаря усовершенствованию форм и методов работы по вопросам рассмотрения обращений граждан специалистами инспекции количество обращений значительно уменьшилось. Так, с начала 2006 года в СГНИ КПН в г. Харькове поступило 16 письменных обращений граждан, в т.ч. 15 заявлений и 1 жалоба (не на действия должностных лиц). За соответствующий период 2005 года в инспекцию поступило 23 обращения граждан, в т.ч. 18 заявлений и 5 жалоб (не на действия должностных лиц), то есть на 7 обращений больше, чем в текущем году.
Из 16 обращений граждан 10 перенаправлено по назначению в другие органы, разъяснено (6). Двенадцать заявлений касались вопросов налогообложения, относительно уголовных дел (1), уклонения от уплаты налогов (1), не принадлежит к компетенции ГНС (1). Относительно социального статуса граждан, которые обращались в текущем году в СГНИ КПН в г. Харькове, то от СПДФЛ, пенсионера, инвалида и ветерана ВОВ поступило по 1 заявлению, а в 12 обращениях граждан не было указано социальное положение.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие роста количества обращений граждан свидетельствует о положительной работе сотрудников налоговой инспекции.
В СГНИ КПН в г. Харькове постоянно работает общественная приемная. Проведение личного приема граждан — это законодательно установленная обязанность должностных лиц. Прием осуществляется согласно утвержденному графику личного приема в установленные дни и часы. Во время личных приемов налогоплательщики имеют возможность непосредственно общаться с должностными лицами налоговой инспекции. Это оказывает содействие установлению партнерских взаимоотношений между плательщиками налогов и налоговой службой, повышению уровня обслуживания плательщиков, предотвращению нарушений налогового законодательства и обеспечению наполнения доходной части бюджета. Анализ работы с обращениями граждан показал, что за истекший период 2006 г. на личный прием в общественную приемную обратились 12 посетителей (должностные лица субъектов хозяйствования) по вопросам налогообложения, а именно: по налогу на прибыль — 4; НДС — 3; по налогу на прибыль физических лиц — 1; по налогу на землю-1; контрольно-экономической работы — 3. На приеме у начальника СГНИ КПН в г. Харькове было 4 посетителя.
Таким образом, одной из основных задач государственной налоговой службы остается своевременное реагирование на проблемы, устранение имеющихся нарушений и недостатков, о которых сообщено в обращениях.
СГНИ КПН в г. Харькове напоминает гражданам, что, согласно ст. 40 Конституции Украины и ст.1 Закона Украины от 2.10.1996 № 393-96-ВР «Об обращениях граждан», граждане имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, средства массовой информации, к должностным лицам соответственно с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении, но обращаться необходимо с учетом компетенции адресата и места регистрации гражданина.