Ненаучная дискуссия, продолжающаяся почти месяц с момента появления «письма 20 профессоров ХНУ» сначала в стенах Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, а потом далеко за их пределами, порядком поднадоела как большинству участников процесса, так и наблюдателям со стороны. Изнурительный словесно-бумажный марафон пошел на очередной круг без перспективы логического финиша.

Такой вывод сделали журналисты, побывавшие позавчера на пресс-конференции ректора ХНУ Виля Бакирова. На встрече с представителями «четвертой власти» опять присутствовали обе стороны, расположившиеся за огромным столом в зале заседаний ученого совета друг против друга.

Руководитель вуза сделал официальное заявление по поводу деятельности рабочей группы облгосадминистрации, созданной для изучения конфликтной ситуации. Виль Савбанович проинформировал присутствующих о том, что 30 марта первое заседание рабочей группы, продолжавшееся 50 минут, свелось к короткой бессистемной дискуссии. Следующую, финальную встречу планировалось провести 5 апреля. Несмотря на договоренность воздержаться в этот период от каких-либо публичных действий и комментариев, председатель комиссии Василий Третецкий сделал заявление в теленовостях, предложив ректору ХНУ Вилю Бакирову добровольно уйти в отставку. По словам Бакирова, ему пришлось 5 апреля обратиться к губернатору с просьбой возложить обязанности руководителя рабочей группы на другое лицо. Ректор считает, что группа должна продолжить работу. Однако он призвал предпринять шаги к тому, чтобы «исправить впечатление, что харьковская облгосадминистрация априорно поддерживает одну из сторон конфликта». Н а вопрос корреспондента «Вечерки», существует ли возможность, отбросив эмоции и обиды, объективно разобраться, «кто прав, кто виноват», Виль Бакиров ответил, что «никаких документов не было показано; какие-то формы, процедуры, регламент, методы работы не были объявлены». «Я надеялся, — продолжил ректор, — что если создана рабочая группа, то она имеет своей задачей обращение к методам анализа документов, проверке фактов, опровержения или подтверждения обвинений, которые пока имеют голословный характер...(но) мы сели друг против друга и выслушали очередную порцию обвинений». По поводу упоминавшейся фразы «менять ректора» Бакиров ответил: «Я сражаюсь не за кресло ректора, а за свое доброе имя, которое в этом письме облито грязью. Я сражаюсь за достоинство, авторитет, престиж Харьковского университета, потому что если во главе университета стоит фигура, изображенная в этом письме, то это означает стыд и позор профессорам, которые шесть с лишним лет терпели над собой этого монстра, сатрапа, самодура».

Ректор сообщил журналистам, что запас прочности в университетском учебном процессе таков, что последние события не повлияли на подготовку студентов к сессии. Срывов занятий, отмены научных программ, каких-либо кризисных ситуаций нет. На вопрос о том, будет ли руководство ХНУ обращаться за помощью к коллегам в международные ассоциации университетов (мировую, европейскую и евразийскую) как член этих объединений, ректор ответил: «Сейчас я бы не хотел этого делать, потому что, на мой взгляд, это не добавит авторитета ни Украине, ни руководству Харьковской области». В настоящее время Харьковский университет пытается вместе с некоторыми университетами страны (Львовским, Черновицким, Днепропетровским, Донецким и др.) попасть в число участников эксперимента по отработке новых моделей управления в режиме автономии. Университетскую «оппозицию» на пресс-конференции представлял один из авторов открытого письма — декан факультета фундаментальной медицины Николай Яблучанский. К сожалению, корреспондент «Вечерки» так и не смог добиться от профессора конкретного ответа о причинах конфликта и основных личных претензиях к Бакирову. Все, что можно было понять из сумбурного монолога Николая Ивановича, сводилось к абстрактному понятию «демократизации университетской жизни» и обиде на то, что медицинскому факультету пришлось пожертвовать часть заработанных денег на праздничные мероприятия, посвященные 200-летию университета. Профессор Яблучанский ушел также от прямого ответа на вопрос, кого бы он хотел видеть в кресле ректора. Похоже, после этой пресс-конференции вместо академического духа старейшего вуза страны в атмосфере носились запахи обычной коммунальной кухни, смешанные с «синдромом майдана». Так это или не так, смогут разобраться университетские социологи, изучающие очень полезную науку — прикладную конфликтологию. Кстати, искусство разрешения конфликтов не терпит понятий «ну не любим мы его, и все», а требует научно обоснованных аргументов. А может, обратиться к областным специалистам, «мониторящим» тексты нашей газеты, с пожеланием доложить губернатору об идее призвать стороны ко дню святой Пасхи к христианскому примирению и взаимному прощению? Во всяком случае, ректор вуза признался, что он отказался проводить пресс-конференцию 7 апреля, чтобы ничем не омрачать светлый праздник Благовещения.

Справка
Бакиров Виль Савбанович, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик Украинской академии политических наук. Работает в Харьковском университете с 1982 года. В 1990 году активно участвовал в создании первого в Украине социологического факультета и стал его первым деканом. С 1992 года — завкафедрой прикладной социологии, с 1994 года — первый проректор университета. В 1998 году избран ректором. В этом же году университет одним из первых в Украине приобрел статус национального. Благодаря усилиям ректора были открыты пять новых специальностей, создано четыре факультета, развернута системная работа по совершенствованию качества университетского образования, интеграции в европейское образовательное пространство. В мае 2003 года Указом Президента Украины Харьковскому национальному университету присвоен статус самоуправляемого (автономного) высшего учебного заведения.