В трудовой книжке Александра Жданова только одно место работы: с 1960 года он трудится на ГП ХМЗ «ФЭД».

В марте 2013 года исполнилось 25 лет, как он возглавляет это предприятие, а двадцать лет назад стал президентом НПК «ФЭД». Но в этом году у руководителя завода еще один юбилей: пять лет назад Александру Андреевичу присвоено звание «Почетный гражданин г. Харькова».

Первый самостоятельный полет совершил в 16 лет


С детства Александр Жданов мечтал быть летчиком. Судьба распорядилась иначе – сам он за штурвал самолета не садился уже много лет, но в 60 странах мира в небо поднимаются самолеты и вертолеты, комплектующие для которых изготовлены на предприятии, которое возглавляет Александр Жданов.

Коренной харьковчанин Александр Жданов родился 29 августа 1939 года в семье рабочего.

– Нас воспитывали защищать родину, и все мальчишки хотели стать военными: танкистами, летчиками, моряками. – вспоминает Александр Жданов. – Я был влюблен в авиацию, в самолеты и мечтал связать свою жизнь с небом.

В восьмом классе Александр поступил в Харьковский областной аэроклуб ДОСААФ и параллельно с учебой в школе вечерами и в выходные изучал летное дело.

– У меня не было каникул, как у всех моих одноклассников, – говорит Александр Жданов. – Лето после 8-го и 9-го классов я проводил на аэродроме в Коротиче. В 16 лет совершил свой первый самостоятельный полет. Признаюсь — был на седьмом небе от счастья.
Окончив школу и аэроклуб, Александр Жданов без экзаменов поступил в Чугуевское летное училище.

– Летали много: не только летом, но и зимой. Были ночные вылеты, мы учились стрелять, бомбить – нас готовили как военных летчиков, – отмечает Александр Жданов.

Задатки лидера у Александра Жданова проявились еще тогда: он был первым из одногодок, кто самостоятельно поднялся в небо в аэроклубе, первым из полка взлетел и в училище. Получил лейтенанта, планировал пойти в школу космонавтов, но судьба распорядилась иначе.

Как бывшего пилота посылали на расследование аварий


В январе 1960 года на сессии Верховного Совета СССР было принято решение о сокращении Вооруженных сил. Полк, где служил Жданов, расформировали, молодых офицеров уволили в запас. Пришлось искать работу.

Узнав, что завод «ФЭД» связан со строительством самолетов, молодой лейтенант запаса пошел пытать счастья туда. Приняли Александра Жданова на предприятие в День авиации – 18 августа 1960 года. Параллельно с работой учился на вечернем отделении в политехническом институте.

– Работал слесарем, испытателем в сборочном цехе, потом меня перевели в отдел надежности, в эксплуатационно-ремонтный отдел, – перечисляет Александр Жданов. – Я знал самолеты и как техник, и как пилот, поэтому меня посылали на расследование случаев отказа самолетов. Со временем стал главным инженером, а потом и директором.

Стал первым и последним избранным директором «ФЭДа»


В 1988 году вышло постановление, что директора завода должен выбирать коллектив. Александр Жданов стал первым, кому пришлось избираться на предприятии. В переполненном людьми заводском клубе за назначение нового руководителя проголосовал 631 человек, один сотрудник воздержался, объяснив, что работает на заводе несколько дней и не может сделать выбор осознанно.

Возглавив предприятие, Александр Жданов взялся за обустройство завода. Тогда на «ФЭДе» возвели два новых производственных корпуса. Для сотрудников был построен целый микрорайон на улице Матюшенко, две шестнадцатиэтажки на Академика Павлова, детские комбинаты, значительно расширены и обустроены база отдыха и пионерский лагерь. Строительство велось быстрыми темпами: тогда молодые специалисты, проработав два–два с половиной года на заводе, получали жилье.

Самый трудный период в работе Жданова пришелся на 90-е годы. Тогда многие самолетостроительные предприятия остановились, госзаказов на технику не стало, и директору пришлось учиться жить и работать по-новому. Чтобы понять, как выжить во время кризиса, Александр Андреевич стал изучать законы рыночной экономики и опыт европейских фирм. Тогда ему удалось сколотить надежную команду единомышленников и поднять предприятие. Сейчас директор «ФЭДа» считает это самым важным достижением в жизни: благодаря команде предприятия с 1996 года завод стал наращивать объемы производства и сейчас твердо стоит на ногах. На сегодняшний день завод освоил широкую номенклатуру новых изделий для самолетов. А интегральные гидроприводы для самолетов и вертолетов кроме «ФЭДа» производит только американская фирма Hamilton Sundstrand.

– Мы – лидеры авиационного агрегатостроения, – гордится Александр Жданов. – Выпускаем агрегаты, которые стоят на всех типах самолетов и вертолетов, производимых на постсоветском пространстве. Разрабатываем и осваиваем новые поколения комплектующих для самолетов. До развала Советского Союза предприятие пользовалось российскими разработками, со временем пришлось создавать свое конструкторское бюро. Каждый агрегат обязательно испытываем в условиях, максимально приближенных к реальному полету. Но и гражданскую продукцию выпускаем – тормозные системы для железнодорожных вагонов.

Не разрешил переименовать предприятие


К слову, в период, когда все, что имело отголоски советских времен, переименовывалось, досталось и «ФЭДу» – заводу им. Феликса Эдмундовича Дзержинского. Директору пришлось на разных уровнях доказывать, что название менять нельзя.

– «ФЭД» – это уже бренд. Чтобы заново создать имидж предприятия, уйдут годы, – настоял тогда Александр Жданов.

Но он готов постоять не только за свое предприятие, но и за любимый Харьков: два созыва подряд он депутат городского совета и возглавляет постоянную комиссию по планированию, бюджету и финансам.

С такой загрузкой отдыхать некогда. Снять моральную и физическую усталость помогает охота.

– Люблю охоту. Охочусь в основном в лесах Харьковской области, но бывает, что выезжаю и в другие регионы, – говорит Александр Жданов. – Но чаще в выходные иду на работу. Для меня важно сохранить историю, традиции и коллектив, чтобы «ФЭД» всегда оставался лидером авиационного агрегатостроения, а люди с удовольствием шли на работу.
Рядом с ним на «ФЭДе» работают дети и внук. Свою мечту о небе Александр Жданов воплощает на земле, но говорит, что есть еще порох в пороховницах и не исключено, что с аэродрома своего бывшего аэроклуба он еще поднимется в небо за штурвалом самолета.

Из досье «ВХ»
Александр Андреевич Жданов – Герой Украины. Награжден орденами «За заслуги» и степеней. Кандидат технических наук. Заслуженный машиностроитель Украины. Академик инженерной академии Украины и Международной инженерной академии. Почетный гражданин города Харьков. Удостоен ряда других наград и почетных званий.