В художественной галерее «Искусство Слобожанщины» областного центра культуры и искусства открылась необычная выставка – экспонаты выполнены в древней, но недавно снова ставшей популярной технике энкаустики, т. е. рисование воском.

В этой технике изобразительного искусства традиционные кисточки и карандаши заменяет утюжок с гладкой подошвой, при помощи которого расплавляют цветной воск и наносят на бумагу.

Художник поплатился за разгаданную тайну


– Насколько мне известно, это первая выставка энкаустики в Харькове, – рассказывает младший научный сотрудник Харьковского областного центра культуры и искусства Светлана Баженова. – Восковая живопись – удивительное искусство. Оно зародилось в Древнем Египте около пяти тысяч лет назад. Расцвет энкаустики приходится на V–Ш века до н. э. в Древнем Риме, Древней Греции, а также Византии. К ХII веку ее следы исчезли. Изучению энкаустики посвятили свои исследования Леонардо да Винчи, Эрнст Бергер, Ганс Шмидт, Фон Кайлюс, Василий Хвостенко. В 1935 году русский художник Василий Хвостенко разгадал тайну древнего искусства, но поплатился за это жизнью -- в процессе исследований он отравился парами ртути. Исследовать восковую технику продолжало не одно поколение художников, и благодаря этому мир снова узнал об особенностях энкаустики.

Горячий воск живет своей жизнью


Энкаустика – занятие захватывающее, причем оно под силу каждому, удивительную картину можно сделать буквально за несколько минут. Заболела энкаустикой и Ирина Зиник. Автор выставки «Медовая иллюзия» по образованию теплотехник электростанции, но ни дня по специальности не работала. У Ирины трое детей, и она называет себя профессиональной мамой.

– Я любила рисовать с детства, но никогда не могла даже предположить, что однажды свяжу свою жизнь с творчеством, – признается Ирина.

Три года назад профессиональная мама горячо увлеклась энкаустикой и
сейчас в творческой коллекции художницы около 500 работ.

– Энкаустика – удивительная техника рисования. Прикоснувшись к ней однажды, я навсегда полюбила замечательные узоры, которые появляются благодаря расплавленному цветному воску. Энкаустика – совершеннейшая свобода: даже для меня во время работы присутствует неожиданный эффект, – делится автор. – Смешивая разные цвета воска, можно достичь непредсказуемого оттенка. Горячий воск живет своей жизнью: или он меня, или я его. Воск нужно почувствовать. Я сажусь рисовать без каких-либо идей: что получается, то и получается. Если вовремя не остановиться, работу можно испортить: краски могут перемешаться настолько, что будут «грузить» перенасыщенностью и мрачностью.

Результат нельзя предугадать


Краски дают неожиданные сочетания цветов и фактур, и из-под утюжка Ирины Зиник выходят фантастические цветы, абстракции и пейзажи. На выставке «Остров специй», «Снежная вуаль», «Зной», «Конфетка», «Кувшинки», «Лиловые цветы», «Марсианский пейзаж», «Летний закат», «Сакура» и другие завораживающие своей таинственностью работы. В ближайшем будущем художница собирается работать горячим воском не на бумаге, а на дереве. Энкаустика на дереве долговечна, поскольку под воск тщательно готовится многослойная основа, а поверх него наносится специальный защитный состав – ганозис. Такие работы могут храниться века и тысячелетия.

– Художники, работающие в технике энкаустики, отмечают терапевтический эффект таких работ и на самих авторов, и на ценителей этого искусства, – говорит Светлана Баженова. – Они считают, что «медовая живопись» -- это витамины для творчества и настроения.

Выставка продлится до 3 августа, вторник– суббота, 11.00–19.00. Вход свободный.