Сколько будут стоить украинские авто после дотации

Сколько будут стоить украинские авто после дотации

Правительство готовит очередной шаг для возрождения украинского автопрома: покупателям отечественных легковушек (речь идет о марках ЗАЗ «Ланос», «Сенс», «Вида» и «Форца») хотят компенсировать за счет государства часть стоимости автомобиля.

Об этом заявил вице-премьер Юрий Бойко, курирующий энергетический и промышленный блок министерств в Кабмине.

– Отрабатываем законопроект: будем доплачивать, чтобы покупали отечественное. В ближайшее время направим в правительство и в парламент. Если его примут, это поможет сохранить до 70 тыс. рабочих мест, — сказал Юрий Бойко.

Мнения экспертов по этому поводу разделились. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (для которой отечественный автопром является прямым конкурентом) Олег Назаренко не видит в этом логики:

– Почему сразу нельзя продавать машины со скидкой, а делать это по какой-то сложной схеме? Денег на компенсации в бюджете в этом году нет, откуда возьмутся в следующем — неясно. Да и введение в апреле пошлин на импортные автомобили (от 6,5 до 13% стоимости) показало: украинцев не соблазнишь относительной дешевизной нашей автопродукции из-за несоответствия ее цены качеству. Заявление Бойко похоже на популизм.

Президент Украналитцентра Александр Охрименко считает, что если скидки будут серьезными, от 8 до 10% стоимости автомобиля (6—12 тыс. в зависимости от модели, например «Сенс» в базовой комплектации будет стоить 50—52 тыс. вместо 58 тыс. грн сейчас, «Форца» — 72 тыс. вместо 85 тыс.), брать наше станут больше — особенно в глубинке, где до сих пор ездят на ВАЗах старых моделей.

– По данным сайтов автопродаж, после введения в апреле ввозных пошлин украинцы покупают порядка 1000 наших автомобилей в месяц, это больше, чем любые иномарки. Даже если продажи удвоятся, на компенсации потребуется выделить из бюджета не более 250 млн грн в год, сумма вполне подъемная,— считает Охрименко. Заработать, по его мнению, такая схема может в 2014 году.

Независимый эксперт авторынка Константин Кинбурн уверен, что Кабмин собирается возродить схему, хорошо зарекомендовавшую себя в 2004—2005 гг., но отмененную: тогда автопром был освобожден от уплаты НДС. Автомобили украинского производства автоматически получались сразу на 20% дешевле импортных, и их раскупали. После вступления Украины в ВТО такие меры для защиты авторынка применять стало нельзя. Поэтому запрет хотят обойти через дотации: взятый с АвтоЗАЗа или «Еврокара» НДС государство передаст покупателям, а те, приобретая авто, вернут его обратно производителям. Больше денег в обороте не станет: эти скидки, вероятно, будут предоставлять в виде ценных бумаг (векселей или сертификатов). Например: клиент автосалона, уплатив 80% стоимости автомобиля, предъявляет, скажем, в Госказначействе оплаченный счет и получает сертификат на скидку. Ее он отдает в салон при оформлении машины.

– Наши авто станут стоить 48—68 тыс. грн: это намного дешевле китайских и российских, качество которых примерно такое же, а то и ниже, — говорит Кинбурн. — Однако те, кто сейчас ездят на иномарках из Европы, США, Японии, Кореи, скорее купят подержанный автомобиль из этих стран, чем новый украинский.