В Харьковском художественном музее открылась выставка «Китайское искусство ХVIII-ХХ веков «Цветы и птицы». Поднебесная снова удивила аристократичностью своего искусства.

По свиткам можно постичь символику


Уникальная экспозиция создана из коллекций Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (здесь хранят самую большую в Украине коллекцию китайской традиционной живописи в жанре «цветы и птицы»), Харьковского художественного музея и Пархомовского художественного музея им. А.Ф. Лунева. «Цветы и птицы» – самый красочный и декоративный жанр китайской классической живописи. Большую часть экспозиции занимают десятки свитков ХVIII-ХIХ веков.

На каждом свитке – удивительная роспись в традиционной китайской манере с изображением водных растений, уток-мандаринок, бамбука, а еще непременная доброжелательная символика, цель которой – привлечь к владельцу свитка всяческие блага. Мастера дополняли свои рисунки стихотворными каллиграфическими надписями.

История этого жанра берет начало еще в VII — X веках. В то время при дворах императора и местных владык уже существовали академии искусств. Художники из академий украшали дворцы властителей фресками, свитками и ширмами с изображением цветов и птиц, которые предвещали процветание и долголетие венценосным лицам. Свитки служили своеобразными оберегами: таким образом вежливые китайцы посылали друг другу послания – наилучшие пожелания владельцу свитка. По свиткам можно постичь своеобразную китайскую символику. Изображение, например, бамбука, сгибающегося, но не ломающегося от непогоды, символизирует стойкость благородного человека к суровым испытаниям. Олень – символ удачной карьеры и пожелание долголетия; курица воплощает благополучие, роза – красоту во все времена года, крупные птицы намекают на выдающихся личностей, а мелкие пташки с неяркими перьями, например, воробьи воплощают простых людей. Авторам свитков была совсем не чужда ирония: обычно в китайском искусстве обезьяна служит символом высокого заработка. Но забавная композиция на свитке с изображением двух непоседливых обезьян вряд ли намекает на пожелание карьерного роста – это скорее метафора на людей, которые ищут на свою голову неприятности.

Кроме того, в экспозиции «Цветы и птицы» – предметы искусства, без которых Поднебесная тоже, пожалуй, не представляется: батистовые и шелковые веера и опахала с ручками из резной кости, удивительные расписные блюда, тарелки, вазы, чаши, стаканы для кистей, чайники, необыкновенно тонко расшитые халаты, рубахи, розетки для украшения одежды.

Табаку тоже приписывали лечебные свойства


Китай окружал себя красотой во всем. Часть экспозиции занимают утонченные китайские табакерки.

– В средневековом Китае ароматам отводили важное место в эстетизации жизненного пространства человека, – рассказывает заведующая отделом декоративного искусства Харьковского художественного музея Татьяна Литовко. – В старину были попытки классифицировать ароматы и порождаемые ими ассоциации и настроения. Смеси благовоний зажигали в курильницах, добавляя их к углям в печах-грелках. Нюхательные бутылочки или китайские табакерки для хранения ароматных смесей на основе табака широко употреблялись при императорах династии Цин (1644-1911). Табаку приписывали лечебные свойства и способность оберегать от болезней. Китайские табакерки имеют форму флакона с крышкой, к которой прикреплена миниатюрная ложечка, чтобы зачерпывать содержимое. Табакерки делали небольшого размера, чтобы они удобно помещались в руке: их носили в специальном кармашке одежды. Они были показателем социального положения владельца и часто служили в качестве дипломатического подарка.

Табакерки делали из разных материалов с применением множества техник. На выставке «Цветы и птицы» представлены изящные вещицы из металла, стекла и натуральных камней: бирюзы, кораллов, нефритов.

– Камень всегда привлекал декоративное искусство Китая: в текстуре камня китайцам виделись иероглифы и знаки, которые способны будить добрые мысли. Предметный мир Китая – это не безделицы: он предназначен для хороших мыслей, поэтому требования к нравственно-эстетической стороне любого произведения искусства очень высоки, – говорит специалист.

Кот не только греет, но и вкусно пахнет


Особое внимание в экспозиции привлекает довольный жизнью упитанный бронзовый кот. Возраст изделия – почти шесть веков. Он создан в ХV веке в императорских мастерских эпохи Мин для распространения благодати. Кот безупречно отлит, тонкая гравировка на металле подчеркивает ласковую мягкость шерстки. Сладко дремлющее толстощекое животное великолепно, но это непростое украшение. Бронзовый кот служил для богатых китайцев грелкой. На его спине – ажурный коврик, который выполнял роль крышки этой грелки, а изгиб хвоста и петля нарядного банта были ее своеобразными ручками. Теплого кота можно было ставить на колени, согреть постель. Мало того, кота можно было использовать как курильницу, если внутрь грелки засыпать и уголь, и смесь благовоний.

– Эта очень сложная и красивая вещь рассчитана на изысканный аристократический вкус, – объясняет Татьяна Литовко. – Она предназначена для нагревания постели изнеженного человека. В Китае кот – символ ясновидения, ему приписывали способность видеть духов ночи. Как-то на одной из наших выставок были специалисты в области искусства из китайского посольства. Они очень вежливо просмотрели выставку: по сравнению с тем, что имеет Китай, наше собрание – бледная тень. Но когда в последнем зале я подвела их к этому коту – их лица изменили выражение вежливого интереса. Они не могли понять, как кот оказался в собрании нашего музея. И действительно, уровень этого произведения высочайший, ему практически нет аналогов. Это одна из достопримечательностей даже не музея, а Харькова.