Среди летчиков, героически сражавшихся за Первую столицу, были однофамильцы великих русских поэтов.

Их имена в 60-е годы прочитала на стенде «Они сражались за Родину над Харьковом» ученица авиационного кружка Дворца пионеров Людмила Телепнева. По дороге в школу у девочки сами собой родились строфы: «Пушкин с Некрасовым нас защищали, в небе над Харьковом смело летали». Это двустишие в тетраде Людмилы случайно прочитала ее учительница по математике и задала резонный вопрос: дескать, как это поэты могли летать над Харьковом? Людмила рассказала о стенде, и на следующий день одноклассники отправились во Дворец пионеров узнать побольше о героических летчиках.

– На 9 мая стенд с 63 фотографиями летчиков и кратким описанием их биографии даже перенесли к нам в школу, но потом его снова отдали во Дворец пионеров, – вспоминает Людмила Телепнева. – Позже стенд разобрали, а фото отдали в архив музея Дворца пионеров.

Ас Пушкин воевал геройски


О боевых друзьях Людмиле Телепневой и ее сокружковцам из Дворца пионеров позже рассказал боевой летчик, защитник харьковского неба, Герой Советского Союза лейтенант Василий Яницкий. Как вспоминал Василий Иванович, в боях под Харьковом участвовали четыре полка: 13-й гвардейский, 52-й, 135-й и 288-й бомбардировочные авиаполки.

Командиром 52-го бомбардировочного авиаполка был однофамилец великого русского поэта майор Анатолий Иванович Пушкин. Его полк прославился еще до харьковских боев: его летчики прикрывали отход советских войск под Сталинградом, а за образцовое выполнение заданий и эффективные результаты боевых действий полка Анатолию Пушкину в августе 1942 года присвоили звание Героя Советского Союза.

Как в сталинградском, так и в харьковском небе майор летал на самолете Су-2 под номером 100 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского р-на г. Молотова». По воспоминаниям Василия Яницкого, командир авиаполка брал на себя наиболее сложные и ответственные задания. В самые напряженные дни боев он со штурманом полка капитаном Егоровым не раз вылетал без прикрытия истребителей на так называемую командирскую разведку.

– При этом боевой почерк Пушкина отличался не столько дерзостью, сколько мудростью, – говорит Людмила Телепнева. – Грамотность командира сохранила жизнь многим летчикам. Своим примером Анатолий Иванович вдохновлял личный состав, пилоты готовы были идти за ним, как говорится, в огонь и в воду. А если полк вылетал всем составом, во главе его неизменно шла «Сотка» Пушкина.

К слову, по данным Василия Яницкого, которые приводит Людмила Телепнева, в 1942 году небо Первой столицы отвоевывали 22 самолета Су-2, которые были выпущены харьковским авиазаводом № 135, эвакуированным в Пермь.

Герой Советского Союза Пушкин воевал до мая 1945 года. В феврале 1944 полковника назначили командиром 188-й бомбардировочной авиадивизии. Трижды название этой дивизии и имя командира отмечалось в приказах Верховного Главнокомандующего: в октябре 1944 – за участие в освобождении Риги; в апреле 1945 – за участие во взятии Франкфурта-на-Одере и в мае 1945 – за участие в битве за Берлин. Пушкин руководил легендарной дивизией до 1950 года.

Пушкин в «Крокодиле»


В мартовском номере журнала «Крокодил» было опубликовано фото обоих Пушкиных – поэта и летчика: рядом с памятником гению русской литературы в зимней экипировке стоял его однофамилец – майор Пушкин. Под фото стояла подпись: «А это – мы!» При этом снимок был опубликован еще до того, как прославленный летчик получил звание Героя Советского союза.

– Нам очень хотелось разместить на стенде страничку с этим изображением, – рассказывает Людмила Телепнева. – Но ни в одной библиотеке города этого номера журнала не оказалось.

Гораздо позже Людмила Телепнева все же отыскала заветный журнал в библиотеке им. Ленина в Москве.

Некрасов трагически погиб на Харьковщине


Защищал харьковское небо и однофамилец другого поэта, писателя и публициста Николая Алексеевича Некрасова – командир 1-й эскадрильи 148-го истребительного авиационного полка капитан Михаил Павлович Некрасов. О летчике-истребителе харьковским исследователям удалось узнать немного.

– Летал он на самолете МиГ-3 с надписью «За Родину», – уточняет Людмила Телепнева.
Авиамоделисты также выяснили, что Михаил Некрасов выполнил 165 боевых вылетов. Участвуя в 30 воздушных боях, он сбил 10 самолетов противника лично и два – в составе группы.

Жизнь летчика-истребителя оборвал трагический случай. В 1943 году во время учебных полетов на аэродроме под Харьковом его насмерть сбил садящийся на посадку самолет.