На днях в Куряжской воспитательной колонии, где содержатся несовершеннолетние осужденные, состоялась премьера спектакля «Маленький принц». Пьеса получилась трогательная и добрая, как и было задумано автором. Но было в ней то, чего даже Антуан де Сент-Экзюпери вряд ли мог ожидать: спектакль был поставлен юными заключенными, все они (от «Маленького принца» до «Звездочета»)отбывают различные сроки наказания.
Проект создания Театра кукол за решеткой возник ровно год назад. Создатели программы назвали свою идею «путем к социальному сознанию несовершеннолетних», ее поддержал фонд «Відродження». И вот практически за полгода в колонии родился настоящий детский театр. На премьеру в Куряж съехались высокие гости — деятели культуры, правозащитники, правоохранители. Но конечно же, львиная доля мест досталась самим воспитанникам колонии, для большинства из которых театр — в диковинку.Все ждали начала спектакля с нетерпением. И вот поднялся занавес — и на сцене не оказалось заключенных или осужденных, на сцене было само Искусство. Маленький принц искал свою Розу и нашел ее. Летчик умирал от жажды и рисовал удава. Лис раскрывал принцу свои тайны. Когда спектакль закончился — публика приветствовала артистов стоя. И всем было немного обидно, что придется расставаться с этой чудесной историей — историей о любви и дружбе, мгновениях и вечности.
Психолог колонии Татьяна Нестеренко говорит, что за время репетиций ее подопечные сильно изменились. Теперь они даже говорят по-другому, без того сленга, на котором общаются между собой осужденные дети. Они стали увереннее и добрее, считает психолог. А еще — она уверена, что личность каждого юного члена труппы за эти шесть месяцев получила больше развития, чем за долгие предшествующие годы... «Любовь к искусству согревает детские души, особенно здесь, в колонии!» — говорит Татьяна Нестеренко.
А начальник колонии подполковник внутренней службы Сергей Шапченко уверен, что у его театра — большое будущее. Хотя срок проекта и закончился, он верит в то, что удастся найти спонсоров и продолжить столь нужное дело. Закон не запрещает «Театру кукол за решеткой» гастроли и выступления не только в различных исправительных учреждениях, но и во дворцах культуры. Так что гастроли — не за горами, может, именно во время таких выступлений ребятам удастся привлечь внимание меценатов?
Режиссер-постановщик пока единственного спектакля уникального театра — актриса Харьковского государственного академического театра кукол имени В. А. Афанасьева Наталья Гранковская. Наталья рассказывает, что, получив предложение поработать с детьми-заключенными, она долго раздумывала, а потом решилась, ведь дети есть дети... Говорит, что не жалеет о своем выборе, так как среди юных заключенных нашла много тепла, дружбы, любви к искусству и таланта. Правда, вначале дружбу и доверие пришлось завоевывать. Из полусотни человек режиссер отобрала восьмерых — тех, кто лучше всего выполнял актерские этюды. А затем началось обучение самым элементарным вещам: как ходить по сцене, как грамотно говорить, как изобразить тот или иной фрагмент. Для ребят оказалось настоящей проблемой громко говорить: они отвыкли от этого. И одним из упражнений стал «пожар» — надо было кричать так, чтобы «разбудить» всех жильцов горящего дома. А еще — ребят просили рисовать, рассказывать о себе, читать. Все декорации и куклы также были изготовлены ребятами колонии совместно с работниками Театра кукол.
Как вспоминает режиссер, до спектакля «Маленького принца» читали все актеры, но вот для многих диалоги из книги были «пустым звуком». Разбираясь в них на сцене, мальчишки словно открывали для себя новый мир, прекрасный и безграничный. Под конец, когда близилась премьера, они уже начали спорить с постановщицей и, как она сама признается, нередко оказывались правы, их видение было более глубоким, чем она могла ожидать. Наталья Гранковская говорит, что «Маленький принц» — спектакль не из легких, она даже несколько раз думала, а не перейти ли на «Колобка» или «Лисичку-сестричку», но потом, общаясь с ребятами, понимала, что они справятся. Вообще актрису поразила та дружба, которая возникла между ее воспитанниками, та сплоченность, когда все друг другу помогают, все друг друга поддерживают. Еще одно — юные актеры открыли ей маленький секрет: если не смотреть туда, в сторону решетки и колючей проволоки, то кажется, будто находишься не в колонии, а в обычном детском лагере отдыха. Но был секрет, которого открыть ей не смог никто из ребят — у Натальи есть маленький сын, и она спрашивала парней, что нужно сделать ей как матери, чтобы он никогда не оказался в таком месте... Ни один из мальчишек-заключенных не смог ответить ей на этот вопрос. Наталья Гранковская уверена, что те ребята, с которыми она поставила спектакль, уже давно раскаялись в содеянном, что они все поняли...
Заместитель начальника Управления УИН по Харьковской области полковник Анатолий Дегтярь, тронутый душевностью спектакля, раздал ребятам подарки: на их счет были переведены различные денежные суммы, также было озвучено разрешение на гастроли. Но самое главное — один из главных героев пьесы совсем скоро получит право на досрочное освобождение.
Сами юные актеры говорят, что работа в театре им очень понравилась, что они хотели бы продолжить это занятие. А Алексей Лукин, исполнитель роли летчика, заявил, что «не зря вникал в это дело» — он решил после освобождения изучить ремесло и стать актером. Дети охотно рассуждают о судьбе Маленького Принца, мечтают о новых спектаклях. Одна маленькая деталь — режиссер изменила концовку пьесы: в Куряже Принц не улетает — он остается. Наталья Гранковская говорит, что нельзя лишать здешнего зрителя надежды, так как и таланты, и надежды, и само детство должны оставаться с мальчиками даже в колонии…