Уже несколько месяцев сотрудники МЧС и КП «Жилкомсервис» регулярно инспектируют места общего пользования в харьковских многоэтажках.

И каждый раз при обходе обнаруживают захламление лестничных клеток, пожарного выхода, технических зон и подсобных помещений, так называемых «холодных» зон. А ведь захламленные подъезды и подсобные помещения нередко становятся причиной трагедий, уносящих жизни людей.

– Захламление этих мест способствует распространению огня и еще большему задымлению, мешает эвакуации людей, а также становится препятствием для спасателей. Во время пожара спасатели пробираются к очагу возгорания в темноте и, натыкаясь на этот хлам, просто рискуют жизнью, – возмущается начальник отдела по вопросам взаимодействия с органами государственной власти, СМИ и связей с общественностью ГУ ГСЧС в Харьковской области Игорь Лупандин. – Часто так называемые «колясочные» помещения (в некоторых домах отдельное помещение на каждом этаже для колясок, санок, велосипедов) используют не по назначению, делают из них кладовки. И если там начнется возгорание – проживают рядом люди окажутся отрезаны от выхода.

Печальным примером тому могут служить два масштабных пожара, которые произошли в этом году в Харькове.

– Трое людей погибли и десять госпитализированы в результате пожара в общежитии по улице Тимкровцев, 33, который произошел 6 мая. Горели домашние вещи в коридорах на 3-м и 4-м этажах. Пожар распространялся в полостях перекрытия и перегородок, а также по лифтовой шахте на верхние этажи, – рассказывает Игорь Лупандин. – Еще один масштабный пожар произошел на улице Красноармеской в феврале – там загорелось техническое помещение, которое жильцы самовольно использовали как производственное. В результате пострадали 23 квартиры.

– Жильцы выносят в коридор все подряд – и строительный мусор, и старую мебель, и ненужные вещи, – говорит мастер участка №2 «Жилкомсервиса» (Дзержинский район) Яна Борзенко. – Порой, чтобы выяснить, кто захламил подъезд, приходится проводить расследование: опрашиваем соседей и даже жильцов других подъездов. Когда выявляем нерадивого жильца – вручаем предписания. Сталкиваемся и с тем, что двери не открывают. Тогда бросаем предписание в почтовый ящик, подсовываем под дверь, передаем через соседей либо оповещаем по телефону. Кто-то реагирует сразу и убирает свой хлам, если игнорируют – составляем протокол по административному нарушению.

А вообще, говорит Яна, все зависит от людей. Подъезды, где обитают старожилы, образцовые. А в тех, где много квартирантов, люди живут по принципу – «не мое».

Начальник участка № 11 «Жилкомсервиса» (Киевский район) Александра Есипова с коллегой соглашается: культура и сознательность наших жильцов хромает.

– Недавно чистили дом №46 на улице Мельникова, – рассказывает Александра Есипова. – Чего там только не было – бытовые вещи, старые шкафы, тумбочки, огромная коробка из-под телевизора. При этом порой до абсурда доходит – собираются соседи и начинают спорить, чьи это вещи, до скандалов доходит. Тогда приходится выносить самим. Хотя в специальные рейды мы не ходим – это наша каждодневная работа. Идешь в какой-то дом по одному вопросу, заодно обращаешь внимание и на это. Да и жильцы нередко сами сообщают, мол сосед подъезд захламил, примите меры.

По словам начальника участка №27 КП «Жилкомсервис» (Ленинский район) Бориса Кондратюка, рекомендации предписания должны выполняться в течение трех-пяти дней с момента вручения.

– Если мусор не убран, составляется протокол по ст. 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях о нарушении правил пользования жилым помещением, согласно которому жилец обязан заплатить штраф в размере 51 гривен, – уточняет он. – Результат есть. На нашем участке с начала года количество протоколов о невывозе крупногабаритного мусора сократилось: если в прошлом месяце административная комиссия составила девять протоколов, в этом только три. Так, например, в доме №29 на ул. Карла Маркса было выявлено захламление лестничных клеток стройматериалами.