Совместный проект «Вечернего Харькова» и сайтов shoposmo.org и shopochita.org.

«От гроба до гроба»


Жанр: Грободрама

Производство: Хорватия, Словения, 2005 г.

Режиссер: Ян Цвиткович

В ролях: Грегор Бакович, Драго Милинович, Соня Савич…


Мужчина по имени Перо трудится на весьма скорбной ниве. Хотя на работу свою он не жалуется, работа у него творческая, на открытом воздухе, с разными людьми, всегда много всяческих цветов и живая музыка играет. Мужчина по имени Перо – профессиональный надгробный спикер, автор и исполнитель речей на похоронах. В оригинальности этому своеобразному оратору порой отказать трудно, ведь подобные заупокойные слова вряд ли где еще услышишь: «Он был человеком, который ни разу не сказал слово «диапазон». Никогда не говорил «возможно» или «в конце концов»… Вот вы когда-нибудь слышали, чтобы покойный употреблял подобные слова? Ну, слышали? Нет. Нет, он не употреблял. И уже никогда не употребит...»



В бывшем югославском федеративном, а ныне словенском унитарном захолустье жители, как и везде, работают или не работают, пьют или много пьют, проживают или умирают. Счастья и несчастья простых и сложных людей составляют основу сюжета этой более, наверное, трагической, чем комической трагикомедии без хэппи-конца.

Хамид Джемай «В шкуре бандита»


ИД КомпасГид, 2012 г.


Некоторый эффект неожиданности. Кто бы мог подумать, что под веселенькой обложкой с кошечками, собачками, домиками, детками и старушками можно обнаружить пробитые черепа, разбрызганные мозги, дрель с окровавленным сверлом – подходящий набор для подростковой литературы.

Как-то в одной дискаверишной передаче показывали вполне типичную сцену из жизни нелегальных мигрантов, в которой набитая африканцами лодка встречается в море с патрульным судном. Между пограничниками и пассажирами происходит приблизительно такой диалог:

- Далече путь держите, хлопцы?

- Так это, у Парыж плывем, известное дело. Дома-то ловить нечего…

- Ну так вы разворачивайтесь и плывите обратно, нема местов у Парыже...

- Так это, как скажешь, начальник…

В пригороде современного Парижа обыденна иная картина: усталые чернокожие мужчины и женщины, сидя на асфальте, хлебают из пластиковых тарелок мутный социальный суп. Это – те, кто все же прорвался сквозь кордоны к лучшей жизни. Их дети тоже мечтают о лучшей жизни.

С кругозором, ограниченным соседними кварталами, телепередачами и американскими боевиками, главное действующее лицо повествования Карл пророчит себе большое поэтическое будущее: «…«Каррера», последняя модель… Костюм от Армани, коктейли, клевые телки в джакузи, они так и липнут ко мне, я от нетерпения разрываю их купальники, они с наслаждением читают мои стихи…». Карловы друзья хотят видеть себя гостями фестиваля в Каннах, специалистами НАСА, звездами ринга WBA, проводя время за посиделками под подъездом, воровством, торговле белым порошком и драками. Мечтатели понимают, что всего этого недостаточно, для лучшей жизни им понадобится взрывчатка и автоматы Калашникова…

«На такое способны только настоящие ублюдки из гетто. А это как раз мы и есть…» – это Карл верно говорит. А то – «интерлюдия» какая-то, «интермеццо»… Вот «кормушка-заварушка-погремушка» – это гораздо к правде ближе.

Эти и другие рецензии Марко Баянова читайте на сайтах shoposmo.org и shopochita.org