Недавно корреспонденту «Вечерки» выпала уникальная возможность побывать в соседнем с нами государстве — Республике Беларусь. В конце ноября Посольство Республики Беларусь на Украине организовало первый пресс-тур представителей украинских средств массовой информации в эту страну. В журналистском вояже приняли участие более тридцати ведущих СМИ Украины. «Вечерка» была единственным изданием, представлявшим Харьковщину. Журналистам предстояло своими глазами увидеть, как и чем живет сегодня Беларусь, какие изменения произошли здесь за последнее время, а кроме того, встретиться с Президентом государства — Александром Лукашенко.

Отправляясь в поездку, я невольно задавался вопросом: насколько вся услышанная, прочитанная и увиденная мной ранее информация о нынешней Беларуси (по большей части, тенденциозная. — Прим. авт.) будет соответствовать действительности?.. Пресс-тур начался с посещения Посольства Республики Беларусь на Украине, где, собственно, и собрались все приглашенные журналисты. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь на Украине Валентин Величко кратко проинформировал представителей украинских масс-медиа как о самой стране, так и о предстоящей поездке. А напоследок дипломат не преминул заметить, что, будучи в Беларуси, украинские журналисты могут абсолютно всем, кому посчитают нужным, совершенно свободно и безо всякого стеснения задавать любые интересующие их вопросы. Я тут же мысленно поставил Беларуси свой первый маленький плюс… По ходу дальнейшего знакомства с этой страной таких плюсов — больших и маленьких — у меня набиралось все больше.
Несколько часов пути на комфортабельном автобусе — и мы на границе. Как и водится, прошли пограничный и таможенный контроль — украинский и белорусский. Тамошние пограничники вручили каждому из нас своеобразный презент — маленькую синенькую книжечку, напоминающую белорусский паспорт. Как оказалось, внутри «документа» была краткая справка о Гомельской области. Ну что ж, весьма оригинально и приятно.
На въезде в Гомельскую область нас встречали девушки в национальных костюмах. Традиционные хлеб-соль, народные песни и пляски. Подобная картина на пути следования нашего автобуса повторялась в каждой области, районе и даже на некоторых предприятиях, которые мы посетили. Что и говорить: уж чем-чем, а гостеприимством славяне славились испокон веков.
За четыре дня, проведенных в Беларуси, украинские журналисты смогли побывать в различных городах и селах, ознакомиться с деятельностью крупнейших предприятий страны, гордостью белорусской индустрии — ПО «Гомсельмаш», РУП «Белорусский металлургический завод», РУП «Минский тракторный завод», ПО «БелАЗ», СЗАО «Стеклозавод «Елизово», посетили несколько сельскохозяйственных предприятий и агрогородков. Представители украинских СМИ также побывали в государственном учреждении «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека», историко-культурном комплексе «Линия Сталина», республиканском научно-практическом центре «Мать и дитя» и Национальной библиотеке Республики Беларусь. Завершающим этапом многодневного тура стала встреча украинских журналистов с Президентом Беларуси Александром Лукашенко в Круглом зале Национальной библиотеки.
Забегая вперед, хочу отметить, что во время пресс-конференции президент Беларуси сказал нам буквально следующее: «Я рад вашему приезду в Беларусь. Знаю, что вы побывали на Гомельщине, Могилевщине, Минщине, осмотрели нашу столицу, имели возможность поговорить с людьми различных профессий и, как принято говорить, социальных слоев. У вас уже сложилось свое мнение о стране. Не навязанное кем-то извне, а именно — свое.
Мы, конечно же, показали вам далеко не худшие наши объекты промышленности, села, социальной сферы. Но я хочу, чтобы вы знали: в стране есть множество предприятий, которые сегодня работают ничуть не хуже, а где-то и лучше, нежели увиденные вами. И оборудование посовременнее, и люди там зарабатывают намного больше. Словом, сегодня у Беларуси не только есть что показывать, но и есть чем гордиться».
…Первое, что сразу же бросается в глаза — это непривычная для нас чистота и хорошее состояние дорог. Причем это утверждение в равной мере относится как к городским, так и к сельским дорогам. По этому поводу один из сопровождавших нас в Жлобинском районе начальников заметил, что, дескать, сельские дороги иногда бывают даже лучше городских. «Видимо, потому, что там меньше транспорта», — предположил чиновник.
Согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 гг., в поселках и современных сельских населенных пунктах — агрогородках — не менее 60% дорог должны быть заасфальтированными. Что касается самих агрогородков, то они представляют собой целые комплексы: домики-коттеджи с приусадебным участком или многоквартирные двух- и трехэтажные дома, а также различные фермы, предприятия переработки, сети фирменных магазинов, учреждения социальной сферы. Что касается уровня жизни на селе, то, скажем, работники свинокомплексов Гомельской области, где нам довелось побывать, получают в среднем от $150 до $300 в месяц. (Для справки: к 2010 г. в Беларуси прогнозируется довести среднемесячную заработную плату на селе до $320-360 в эквиваленте). Себестоимость производства одного килограмма свинины на этих животноводческих предприятиях составляет в среднем от $1 до $1,5. Одна из тружениц свинокомплекса рассказала нам, что каждый работник их сельхозпредприятия ежемесячно получает бесплатно по 7 кг свинины. В ее семье, к примеру, трое человек работают на этом свинокомплексе…
Небольшое отступление по ходу темы. По данным специалистов Института социально-политических исследований при администрации президента Республики Беларусь, по производству важнейших видов сельскохозяйственной продукции на душу населения Беларусь вышла на лидирующие позиции среди стран Европы и постсоветских республик. Сегодня в сельском хозяйстве Беларуси происходит освоение современных технологий в растениеводстве и животноводстве. А это, в свою очередь, является основным фактором снижения издержек производства и повышения качества продукции.
Что касается увиденных нами промышленных предприятий, то, признаться, впечатления от их посещения самые незабываемые. Белорусам есть чем гордиться! Несмотря на все перипетии после распада Союза, им удалось не только сохранить от развала, банкротств и всякого рода сомнительных приватизаций крупнейшие государственные предприятия тяжелой индустрии, но и вывести их в число признанных лидеров как у себя в стране, так и за рубежом. К примеру, продукция МТЗ — трактора и машины с маркой «Беларус» — известна в 126 странах мира. Предприятие входит в семерку самых крупных в мире экспортеров продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (7-8% мирового рынка). Сегодня в ПО «МТЗ» входит 11 предприятий, расположенных в Минской, Гомельской, Гродненской, Могилевской, Витебской областях. В странах СНГ (в т.ч. и на Украине) создано пять сборочных производств. За 60 лет своей истории предприятие произвело более 3,3 млн. тракторов и машин. Из них за пределы Республики Беларусь было поставлено 2,6 млн. единиц техники. И если в советские времена МТЗ выпускал 100 тыс. тракторов в год, а сегодня этот показатель держится на отметке 50 тыс., то в 2011 г. планируется производить уже 75 тыс. тракторов и машин. Общая численность работников ПО «МТЗ» составляет более 34 тыс. человек, на головном предприятии — РУП «Минский тракторный завод» — трудится около 24 тыс. человек.
В цехах этого предприятия (впрочем, в равной мере это относится ко всем предприятиям, на которых побывали украинские журналисты. — Прим. авт.) чисто, все производственные мощности загружены. Одним словом, работа идет полным ходом. (Примечательная деталь: в цехе сборки я увидел аппарат (действующий!) для бесплатной выдачи горячих напитков — кофе с молоком, сливками, сахаром и т.п.) Средняя заработная плата на предприятии (в пересчете на доллары США) порядка $450. Благодаря деятельности профсоюзов ее уровень ежегодно растет на $20-25. По выходу на пенсию работник единоразово получает $450. При предприятии работает поликлиника (на 800 посещений в день), есть база отдыха, проводится оздоровление работников. Ежегодно порядка 650-700 детей работников МТЗ бесплатно оздоравливаются в летних лагерях и базах отдыха. На предприятии выплачивается материальная помощь к отпуску, а также за выслугу лет (как это было во времена Советского Союза).
По словам 1-го заместителя генерального директора ПО «МТЗ» Петра Пархомчика, молодой специалист, пришедший на предприятие, обеспечен зарплатой, эквивалентной $350. Еще одна интересная деталь, на которую обратил внимание украинских журналистов Петр Александрович: заработная плата руководителя предприятия по отношению к средней зарплате по заводу ограничена коэффициентом 4,5:1.
Если пенсионеру позволяет здоровье и у него есть желание, то он может продолжать трудиться. Правда, для этого ему необходимо заключить контракт на определенное время, после чего он выходит на пенсию. Как говорится, нужно давать дорогу молодым. «При приеме на работу у нас есть возможность выбирать, — признался журналистам Петр Пархомчик. — Сегодня на МТЗ дефицита рабочих специальностей нет».
Как правило, молодежь попадает на Минский тракторный после обучения в профильном ПТУ. Остается лишь добавить, что система профтехобразования в Беларуси существует и по сей день. Именно там проходит подготовка молодых рабочих различных специальностей.
Несколько показателей по двум другим гигантам тяжелой промышленности Беларуси — Белорусскому металлургическому заводу и БелАЗу. БМЗ — один из крупнейших заводов в республике и один из лучших в Европе. Численность работающих на головном предприятии — порядка 17 тыс. человек, со всеми структурными подразделениями — около 20 тысяч. За 20 лет предприятие увеличило объем производства в три раза. Подход руководства завода к вопросу оплаты труда следующий: во сколько раз выросли объемы производства предприятия, во столько раз выросла и зарплата. Сегодня средняя заработная плата на БМЗ достигает $622. К профессиональному празднику — Дню металлурга — все работники предприятия получают сумму, эквивалентную $100. Завод работает на условиях предоплаты, под конкретный заказ, без складов. Ежегодно на предприятие приходят от 180 до 200 молодых специалистов.
Ну и, конечно же, говоря о Беларуси, нельзя обойти вниманием знаменитый БелАЗ. Предприятие специализируется на выпуске карьерной техники для добычи полезных ископаемых открытым способом. Самосвалы этого промышленного гиганта — большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 320 т) — известны во всем мире. К слову сказать, БелАЗ удерживает одну треть данного сегмента мирового рынка. Его конкурентами являются производители подобной техники в США, Германии, Японии. Карьерные самосвалы Белорусского автомобильного завода работают в 50 странах мира. Двигатели и электрика для производства этих большегрузных самосвалов закупаются за рубежом, все остальное, по заверениям специалистов предприятия, производится на месте. Кстати, именно БелАЗ был одним из первых в Беларуси предприятий, взявшим на Западе кредиты для своего дальнейшего развития и модернизации производства. По словам руководства завода, государственная форма собственности не мешает ему конкурировать с частными предприятиями мировых лидеров. Средняя зарплата на БелАЗе сегодня составляет порядка $330-350. Развитию социальной сферы здесь также уделяется большое внимание.
И последнее. Мне хорошо запомнились лозунги, увиденные на МТЗ и БелАЗе: «За сильную и процветающую Беларусь!» А еще я обратил внимание на то, как люди в этой стране относятся к своему национальному флагу, гербу, как отзываются о своем президенте, уважительно называя его «бацька»… И что бы ни говорили по этому поводу недоброжелатели, для меня Беларусь останется такой, какой я увидел ее своими глазами.
Р. S. Продолжение в ближайших номерах газеты.