Интернет открывает перед человеком практически безграничные возможности для шопинга, и все больше харьковчан предпочитают делать покупки онлайн.

Такая тенденция не остается без внимания мошенников – интернет-торговля становится широким полем деятельности для обмана доверчивых покупателей. «Вечерний Харьков» выяснял, как не угодить в сети, расставленные киберобманщиками.

Существует множество различных способов покупки и продажи товаров в интернете.

– Это и зарегистрированные интернет-магазины, имеющие правовой статус как субъекты предпринимательской деятельности. Также это могут быть сайты, работающие под видом интернет-магазинов, – говорит заместитель начальника управления по борьбе с киберпреступностью ГУМВД Украины в Харьковской области Дмитрий Карпизин. – Кроме того, существуют различные форумы по всевозможным направлениям: детские игрушки, продукты питания, оргтехника, разнообразные «барахолки».

По словам Дмитрия Карпизина, схема обмана, как правило, одна и та же: при заказе товара покупатель перечисляет предоплату на банковскую карточку (нередко оформленную на подставных лиц), но товар не получает, а мошенник перестает выходить на связь. Оказаться в роли обманутого покупателя можно при покупке любого товар – будь то детские вещи или элитные щенки.

– Вот один из последних случаев. «Предприимчивая» женщина, зарегистрировавшись  «ВКонтакте», торговала детскими товарами. Покупателям, которые обращались к ней с просьбой привезти, например, детскую коляску либо велосипед, она высылала реквизиты банковской карты, на которую и поступала предоплата. Однако люди напрасно ждали посылок – снятые с карточки деньги обманщица тратила на себя, – рассказывает Дмитрий Карпизин. – Еще один ловкач продавал через сайт «Аукро» мобильные телефоны по цене значительно ниже рыночной. После предоплаты обманутые покупатели получали вместо заказанного гаджета пустой коробок. Впоследствии мошенник объяснял свои действия тем, что очень хотел купить машину.

Среди обманутых оказались и любители элитных домашных животных. Сейчас правоохранители занимаются делом о фиктивной продаже через Интернет миниатюрных собачек. Схема схожая: люди высылали предоплату, мошенники по телефону говорили, что отправили собачку с проводником на таком-то поезде. Покупатели пересылали им остальную сумму – около 3000 гривен и ехали на вокзал встречать питомца. Однако проводники только плечами пожимали – никаких собачек им никто не передавал.

– Если товар предлагается в три-четыре раза дешевле, чем его среднерыночная стоимость – это должно насторожить, – предупреждает заместитель начальника управления по борьбе с киберпреступностью ГУМВД Украины в Харьковской области Дмитрий Карпизин. – Допустимая разница в цене у разных продавцов – 50%. Но если стоимость отличается в разы, нужно занести этот сайт в черный список.

Кроме того, следует покупать товары только на тех сайтах, которые зарекомендовали себя с положительной стороны.

– Есть форумы, обсуждения в социальных сетях. Если вы нашли продавца, проверьте, нет ли в его адрес негативных отзывов, – подсказывает специалист. – Если таких отзывов немного – можно допустить, что это просто происки конкурентов. Однако если Интернет буквально пестрит негативом, можно связаться с кем-то из оставивших такой отзыв и поинтересоваться, чем человек конкретно недоволен. Лучше делать он-лайн покупки в тех местах, где ваши знакомые без всяких проблем уже приобретали товары.

Если не удалось избежать ловко расставленной ловушки – обращайтесь с заявлением в милицию. Обманщикам грозит до семи лет лишения свободы. А отыскать их в дебрях интернета специалистам не составит труда.

– Это не так уж и сложно, – улыбается Дмитрий Карпизин. – У вас есть паспорт с индивидуальным номером, а в интернете есть IP-адреса. Если их используют обычные мошенники, а не хакеры (а они мелочевкой не занимаются), достаточно просто установить привязку IP-адреса к абонентским договорам либо картам мобильного оператора. В последующем это поможет выйти на круг лиц, которые могли бы пользоваться конкретным средством доступа в интернет и размещать определенные объявления.

Как показывает практика, несмотря на то что люди достаточно часто попадаются на удочки интернет-мошенников, с заявлением к правоохранителям обращаются лишь единицы – в основном те, кто лишился значительной суммы.

– Многим лень из-за 300 гривен ходить по судам, – рассказывает Дмитрий Карпизин. – А вот когда суммы большие – тут уж обманутые покупатели обращаются за помощью более активно. У нас неоднократно возбуждались уголовные дела о взломах и на десять тысяч, и на два миллиона гривен. Уже слушается в суде дело о мошенничестве при продаже через интернет шуб. Группа лиц, разместив информацию на бесплатных сайтах и специально созданном интернет-ресурсе, заманивала потенциальных покупателей обещаниями доставить шубы напрямую из Греции, Турции, Италии по заниженным ценам. При этом продавцы требовали 100%-ную предоплату, и люди охотно клевали на цену в 2,5 тысячи долларов. На деле же меховые изделия оказались не заявленным «премиум-классом», а товаром ненадлежащего качества, бывшим в употреблении, некондиционным, не имеющим практически никакой ценности. В итоге пострадало около 50 граждан Украины и России. Причем это далеко не все – даже в этой ситуации часть обманутых отказалась писать заявление.