В связи с многочисленными обращениями пожилых людей, которые жалуются на препараты приобретенные по рекламе, которая транслируется на телевидении и радио, вопрос реализации в Украине биологически активных добавок и различных приборов, которым реализаторы безосновательно приписывают лечебный эффект, является одним из приоритетных в деятельности Госпотребинспекции Украины.

– При продвижении на рынок этой продукции реализаторы приписывают ей чрезвычайные лечебные свойства, – отмечают в пресс-службе инспекции. – Например, утверждают, что эти препараты и приборы по своим возможностям могут нормализовать высокое или низкое кровяное давление, уничтожать вирусы и бактерии, а также лечить болезни опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы, онкологические и другие заболевания, которые на самом деле требуют профессионального лечения.

Пользуясь мощным информационным влиянием, эти товары предлагают по цене, в десятки и даже сотни раз превышающей рыночную. Кроме того, нарушения при реализации проявляются, как правило, и в том, что предприятие, вопреки требованиям статьи 13 Закона Украины «О защите прав потребителей», не оформляет должным образом правоотношения с потребителем (то есть не предоставляет документ, удостоверяющий факт заключения договора, который в дальнейшем будет основой для возникновения взаимных прав и обязанностей), а также не дает потребителю достоверную, своевременную и доступную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей.

– Отсутствие документа о покупке и информации приводит к тому, что территориальные органы Госпотребинспекции не в состоянии эффективно выполнить возложенные на них функции по защите прав потребителей и принимать соответствующие меры к таким субъектам хозяйствования, – отмечают в пресс-службе. – Полноценное решение проблемы возможно исключительно при условии совершенствования законодательства.

А поскольку розыск предприятий не входит в полномочия органов по делам защиты прав потребителей, Госпотребинспекция Украины и ее территориальные органы в данном вопросе сотрудничают с Министерством внутренних дел Украины и органами местного самоуправления.

Что должен сообщить продавец?
Согласно части второй статьи 13 Закона «О защите прав потребителей», перед заключением договоров на расстоянии продавец или исполнитель услуги должен предоставить потребителю следующую информацию:

– наименование продавца (исполнителя), его местонахождении и порядок принятия претензий;
– основные характеристики продукции;
– цена, включая плату за доставку, и условия оплаты;
– гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;
– другие условия поставки или выполнения договора;
– минимальная продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки;
– стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;
– период принятия предложений;
– порядок расторжения договора.

В случае, если такая информация не предоставлена, субъект хозяйствования несет ответственность согласно статьям 15 и 23 Закона «О защите прав потребителей».