Лето – лучшее время наводить чистоту в городе. Харьковские коммунальщики чистят и моют не только мостовые и тротуары, но и памятники.
Как правильно ухаживать за памятниками, узнавал корреспондент «Вечернего Харькова».Спасти мрамор от грязи может специальная пропитка, говорят скульпторы.
– Свои мраморные работы перед тем, как установить, я хорошо разогреваю и пропитываю специальным воском. Есть памятники, которые я делал таким способом лет 15 назад, и они до сих пор не потеряли свой вид, – рассказывает Сейфаддин Гурбанов. – Мраморный памятник Мечникову на ул. Пушкинской мы устанавливали в ноябре под снегом, полировали его вручную и из-за погоды немного не доделали. Вот теперь, спустя несколько лет, хочу покрыть его воском, но для этого нужно, чтобы было очень жарко, и монумент разогрелся на солнце. Для постороннего глаза это будет не заметно, но я точно буду знать, что этот мрамор простоит много лет, не смотря на то, что по соседству деревья. Он в своем роде уникален – сделан из самого светлого сорта гранита.
Бронзовые памятники не любят «умываться»
А вот бронзовые памятники лучше не трогать, считает скульптор. Мыть такие монументы – преступление, ведь с годами бронза окисляется и на ней появляется патина – налет с зеленым или синим оттенком. Окисление бронзы происходит годами под влиянием осадков, перепада температур, воздуха, пыли и помета птиц. Некоторые мастера, чтобы придать статус своим работам и сделать их «под старину», специально поливают бронзовые скульптуры аммиаком.
– В Ленинграде, или, например, в Европе памятники не трогают годами, чтобы они покрылись патиной, – говорит Сейфаддин Гурбанов. – Она украшает работу, создает обьем памятнику, он становится похожим на старинный, приобретает антикварный вид. Единственный уход, который нужен бронзовым монументам — благоустройство около них.
Много лет назад памятник Шевченко был зеленым
В Харькове патиновых шедевров нет, бронзовых Ленина и Шевченко, которые могли со временем «позеленеть» в 1960–1970-х годах прошлого века покрыли графитом.
– Я помню памятник Шевченко много лет назад, когда он был зеленым, и мне это кажется более естественным, чем сейчас, когда он чистый и блестящий, – признается скульптор Александр Ридный. – Бронзовые памятники вообще лучше не трогать, потому что время оставляет на них свои положительные следы. Что касается камня – это тоже дело вкуса. Мыть его водой под давлением можно, если он не полированный. Если же монумент отполировали, ухаживать за ним совсем легко, потому что пыль и копоть от выхлопных газов не въедается, грязь на такой поверхности не задерживается.
Автор помог Попандопуло состариться
Совсем недавно в Харьковской области появилась скульптура, которая может пощеголять старинным патиновым налетом, – Попандопуло, установленный в Малиновке.
– Я нанес на него искусственную патину, у этого киношного героя рубашка зеленоватая, – рассказывает автор монумента Сейфаддин Гурбанов. – Я взял на себя смелость внести в памятник цвет. Бывает, что заказчикам не нравится такая идея и приходится от нее отказываться, а в данном случае мою инициативу одобрили, и зеленоватый оттенок придает настроение этой работе.
На медных памятниках время оставляет свои оттенки – черные.
– Медь может чернеть от выхлопных газов, богатых на серу, – говорит Александр Ридный. – Все патины закладывают изначально авторы работ. Результат, где будет окисление, а где нет, в любом случае прогнозируется, продумывается, чтобы патина была ровненькая, не пятнами. К слову, Роден, например, ставил свои памятники в голубятню, чтобы они окислились от голубиного помета и приобрели патиновый шарм.
Памятники обследуют каждый месяц
Памятники нужно не только мыть, но и обязательно следить, нет ли на них трещин. В «Харьковзеленстрое» говорят, что проводят такие обследования раз в месяц. Если находят дефект – реставрируют или даже меняют целый элемент.
– Подчас проблема даже не помыть памятник, а сберечь его от вандалов. К школьным выпускным «Зеленстрою», наверное, приходится заготавливать боекомплект кос для гайдамаков и штыков для рабочих для памятника, – улыбается Александр Ридный. – Каждый раз выпускники что-то отламывают. Вторая проблема содержания памятников – уход за постаментом. Особенно хлопотно, если он из кирпича или кусков камня: приходится следить, чтобы вода не попала в швы, вовремя заделывать трещины свинцом или герметиком, но ни в коем случае не цементным раствором.