В Харькове на улице Рымарской, 19 началась реставрация. До конца года обещают поменять перекрытия в доме и отреставрировать фасад.

Это памятник архитектуры, ему уже почти сто лет. В 1915 году здание спроектировал известнейший архитектор начала ХХ века Александр Ржепишевский.

– Александр Ржепишевский приехал в Харьков из Санкт-Петербурга в 1910 году. Вместе с другим знаменитым архитектором Николаем Васильевым он спроектировал дом, известный современным харьковчанам как магазин «Мелодия»,– рассказывает культуролог Михаил Красиков. – В те годы здание возводилось для купеческого банка и гостиницы «Астория», и Ржепишевский приехал контролировать его строительство. Архитектор задержался в Харькове на десять лет и за это время спроектировал здесь 27 зданий. Два из них расположены на улице Рымарской и известны как первые компанейские дома.

Квартиры строились по индивидуальному заказу


Для Харькова компанейские дома, которые сейчас назвали бы кооперативными, были новинкой — квартиры в них изначально были собственностью жильцов, что по тем временам было неслыханно. Первый такой дом был построен в начале Рымарской (№ 6), второй — немного выше (№ 19).

– В то время более популярными в Харькове были доходные дома, в которых жилье можно было взять в найм. К слову, несколько таких зданий, например на улице Дарвина, тоже спроектировал Александр Ржепишевский, – рассказывает Михаил Красиков. – В доходном доме человек не был собственником квартиры, он просто снимал обставленные апартаменты и не мог что-либо изменить без разрешения хозяина. А вот владельцы жилья в компанейских домах создавали интерьер для себя: человек мог заранее обсудить с архитектором планировку, продумать детали жилья. Квартиры здесь строились по индивидуальному заказу.

Это была революция для Харькова


Жили в этих домах представители свободных профессий — художники, врачи, инженеры, которые общались между собой и были «компанией».

– Это была революция для Харькова,– отмечает Михаил Красиков. – Компанейские дома в то время практиковались в Петербурге, но даже там их было мало. Именно из северной столицы Ржепишевский и привез в Харьков эту идею. Оба дома на Рымарской выполнены в стиле модерн, близкому к петербургской архитектурной школе, что выделяет их на фоне других харьковских построек того периода асимметричностью фасадов, архитектурным декором, в котором использован мелкий рельеф скульптурных украшений, использованием башнеобразных объемов и пирамидальных завершений крыш. Сам архитектор Ржепишевский жил сначала в первом компанейском доме на Рымарской, а затем перебрался во второй.

Здесь бывали знаменитости


После революции 1917 года квартиры в компанейских домах национализировали. Большевики превратили их в коммуналки, но знаменитости в них не перевелись.

– С 1925 по 1930 год в доме № 19 на улице Рымарской жил известный украинский писатель и общественно-политический деятель Мыкола Хвылевой, автор знаковых произведений «Санаторійна зона», «Я (Романтика)» и «Мати». В память о нем на фасаде здания установлена мемориальная доска, – говорит культуролог. – Была здесь еще одна мемориальная памятка, гласившая, что в этом доме жил художник Александр Шевченко. Однако табличку со стены украли, и она пока не восстановлена. Александр Шевченко – яркая фигура, а его дедушка, кстати, подарил Харькову кусочек своего сада, который стал частью современного сада им. Шевченко. В доме на Рымарской, 19 бывала Клавдия Шульженко.

Стена могла упасть


Столетнее здание давно нуждается в ремонте, говорят жильцы.

– Перекрытия в квартирах начали проседать, и, когда они стали буквально ложиться на газовые трубы, газовщики настояли на ремонте здания, – рассказывает жилец дома Алексей Вырус. – Особую тревогу вызывало состояние черного хода в первом подъезде: там отошла стена и представляла собой большую опасность. Приходила специальная архитектурная комиссия, специалисты осматривали и перекрытия и эту стену. Сейчас там уже начался ремонт.

Еще до начала реконструкции здания с него сняли часть скульптур. Жильцам объяснили, что это для безопасности прохожих.

– Демонтировать ангелов мы не просили, – говорит Алексей Вырус. – Просто в один прекрасный день приехала вышка и рабочие сняли скульптуры – сказали,  что аварийные. Хотелось бы, конечно, чтобы после реконструкции дому вернули эти украшения.

Балки прогнулись на 40 сантиметров


Квартира на третьем этаже первого подъезда компанейского дома сейчас напоминает скорее декорации к фильмам о войне и бомбежках. На самом деле две недели назад рабочие приступили к реконструкции здания и меняют перекрытия в местах общего пользования коммуналки.

– Перекрытия в доме деревянные, и когда мы стали их разбирать – увидели, что балки от времени и тяжести выгнулись дугой на 40 сантиметров. Местные жильцы, когда это увидели, были просто в ужасе — осознали, что здесь все могло рухнуть в любую минуту, – рассказывает рабочий Алексей. – Теперь мы делаем перекрытия заново — на специальные укрепления стелем арматурную сетку и заливаем ее бетоном. Оставляем только старые балки внури перекрытий, технадзор не разрешил их трогать. Они все рано не несущие, нагрузки на них нет, поэтому волноваться о прочности новых потолков жильцам не стоит. К концу года сделаем новые перекрытия, стену, фасад. Что касается жилой площади, то это уже дело самих жильцов. Часть из них, кстати, на время работ осталась в квартирах — наблюдают, как и что мы делаем.

Судьба первого компанейского дома на Рымарской, 6 сложилась более удачно. Здесь нет развалившейся деревянной лестницы в подъезде и обвисших перекрытий. В подъезде чистота и порядок, а на лестничных площадках до сих пор сохранились и работают фонтаны, спроектированные Александром Ржепишевским.