Они стали победителями не только в Великой Отечественной войне, но и в искусстве.  В харьковском художественном музее открылась выставка «Кистью о жизни и войне», посвященная 70-летию освобождения Харькова.

Экспозиция составлена из пяти персональных выставок, которые презентуют творчество харьковских художников, ветеранов Великой Отечественной войны: Адольфа Константинопольского, Виктора Лапина, Льва Фитилева, Ильи Эфроимсона и Степана Письменного. Перед войной судьбы этих мастеров складывались по-разному, но их объединяла одна мечта – каждый хотел стать художником. Помешала война: вместо кисти они взялись за оружие и добровольцами ушли на фронт. После войны все пятеро не забыли о своей мечте – блестяще окончили Харьковский художественный институт, активно работали, преподавали. К сожалению, ветераны уже ушли из жизни, но Великая Победа и освобождение города — и их заслуга.

– Народный художник Украины Адольф Костантинопольский посвятил творчество одной теме – Великой Отечественной войне, – рассказывает заведующая отделом современного искусства Харьковского художественного музея Людмила Пономарева. – Сын профессора филологических наук харьковского университета, он ушел на войну, был командиром артиллерийского отделения. Защищая Родину, прошел войну до западных границ страны. Все, что изображено на его картинах, глубоко им пережито. Отсюда подлинность его произведений.

В другом зале – работы Виктора Лапина, уникального художника и замечательного мастера исторической картины. На его полотнах военное прошлое: мужественные летчики, самолеты и небо. Виктор Лапин ушел на фронт буквально со школьной скамьи, был механиком истребительного авиационного полка, сражался под Ленинградом.

– Виктор Лапин был необычным человеком, – вспоминает друг художника, ветеран войны Владимир Менкин. – Виктор Иванович был не только художником – он отлично разбирался в технике, любил самолеты и был замечательным авиамехаником. У него был еще один огромный талант – он умел быть настоящим другом.

На выставке представлены работы тонкого мастера Льва Фитилева.

– Этот художник не любил вспоминать о войне – не каждый может держать в себе пережитые ужасы, – говорит Людмила Пономарева. – Он воспевал радость жизни: писал замечательные пейзажи, исторические картины, портреты, натюрморты.

В экспозиции работы еще одного очень интересного мастера – художника Ильи Эфроимсона. Его творчество мало кто видел, потому что при жизни ни одной его персональной выставки фактически не было. Молодым в 1920-е годы он приехал в Харьков, окунулся в бурную и противоречивую жизнь города, и с тех пор авангардная струя прослеживалась на протяжении всего его творчества.

Степан Письменный ушел на фронт мальчишкой, был пулеметчиком.

– Художник рассказывал, как после боя под Сталинградом он лежал среди сотни раненых бойцов, а вдоль ряда шел хирург, указывая на каждого раненого: «Этого – в операционную, этот уже не выживет». Проходя мимо Письменного, произнес: «Этому ампутировать ногу». Юноша приоткрыл глаза и запротестовал: «Нет, несите в операционную». Ногу удалось сохранить. Ужасы войны не отразились на творчестве художника. Его работы ярки и жизнерадостны, он умел удивляться каждому мгновению. Степан Илларионович – щедрый человек, он не только одарил своими работами наших сотрудников, но и разрешил выбрать для музея все, что понравится.

– Удивляет, как люди, прошедшие через ад войны, голод, страдания, разруху, сумели остаться оптимистами, – говорит Людмила Пономарева. – В их произведениях нет фальши. Никакими концепциями нельзя заменить чистоту их восприятия жизни.

В экспозиции – произведения из фондов художественного музея и работы, которые предоставили наследники художников. Выставка будет работать до конца октября.