В горисполкомовском кабинете Александра Станиславовича Кривцова, первого вице-мэра Харькова, я обратила внимание на бонсай. Ваза с миниатюрным деревцем на краю длинной низкой тумбы. По японским канонам, равновесное — «срединное» — расположение вазы на поверхности символизирует «мертвую точку», застой, а динамичное — смещенное от центра — является залогом развития… Но долго разглядывать это произведение искусства Александр Станиславович не дал — время у него расписано четко. И наш разговор начался.

Мины в фарватере
— Многие сложности в работе были связаны с тем, что этот год мы начали не с начала. Бюджет на 2006 год и план социально-экономического развития составляли не мы, не нами были заложены и приоритеты бюджетного финансирования тех или иных программ. В видении приоритетов программ у прежней команды и нашей есть большие расхождения. Кое-что мы в процессе работы корректировали — вы, наверное, обратили внимание, что практически на каждой сессии поднимались вопросы, связанные с внесением изменений в бюджет. Но полностью изменить бюджет невозможно — за первый квартал некоторые работы уже были начаты, и люди уже знали и ожидали, что они будут выполнены. В какой-то степени мы вынуждены были следовать по фарватеру, который нам был оставлен предшественниками. «Чистым» этот фарватер назвать нельзя. Были в нем «мины»: за первый квартал, пока у руководства городом была старая команда, по целому ряду вопросов были израсходованы все годовые бюджетные назначения. Например, такая важная тема, которая будоражила город на протяжении всего этого периода, — вывоз мусора. Дотация из городского бюджета жилищным органам, а также на вывоз мусора из частного сектора на весь 2006 год… практически полностью была потрачена в первом квартале года.
— Почему?
— Видимо, были даны соответствующие указания, поэтому так и был составлен план финансирования. В течение всего года мы из-за этого постоянно испытывали дефицит средств на помощь населению по оплате вывоза мусора. И только под конец года мы выработали форму и механизм совместных действий руковод-
ства города и районов, депутатов и всех контролирующих санитарное состояние города органов. Положение дел улучшилось в микрорайонах высотной застройки, и немного — еще далеко не так, как нам бы хотелось, — в частном секторе.
— А Вам не кажется странным, что мусор и был первой точкой, по которой начали и весь год продолжали критиковать горисполком?
— Так бывает, когда идет политическая борьба, — «все средства хороши». И уже никто не помнит, что является причиной, а все обсуждают следствия. Конечно, это делается сознательно, мы еще к этой теме вернемся... К моменту нашего прихода к управлению городом было много и других негативных моментов. Замедлились темпы роста объемов промышленного производства — сказались опережающие темпы увеличения стоимости ресурсов и в первую очередь природного газа; увеличились долги по заработной плате. На экономически активных предприятиях задолженность выросла более чем в 4 раза! В 2006 году темпы роста промышленного производства составили всего 2%, а ведь в 2004 году эта цифра была 19,7%! Так отразилась на Харькове общегосударственная экономическая ситуация — город потерял темпы развития.
Самое больное — наше ЖКХ. Несмотря на то, что в конце прошлого года тарифы на квартплату были увеличены, финансовое положение этих предприятий к апрелю, когда к управлению пришла наша команда, не только не улучшилось, но и ухудшилось. Мы получили жилищно-коммунальное хозяйство с огромными долгами по заработной плате и кредиторскими задолженностями практически по всем жизненно важным вопросам, с разрушенным кадровым составом. Кадры, которые работали и частично продолжают работать, были деморализованы. Наши требования поднять качество услуг словно упирались в глухую стену. Мы друг друга не понимали, и многие, начиная с начальника горжилуправления и до начальников ЖЭКов, не выдержали наших требований и нам пришлось их сменить.
Если учитывать эти негативные факторы, то можно сказать, что 2006 год — это был год, когда мы не смогли в полной мере реализовать все то, что хотели.
Что удалось
— Если коротко, то во многом мы реально продвинулись вперед, а в чем-то систематизировали или, по крайней мере, наметили пути систематизации почти всех направлений социально-экономического развития города. Готова к внедрению реформа жилищно-коммунального хозяйства. Это первый и очень важный итог. Город удалось подготовить к зиме, решить проблему с обеспечением газом КП «Харьковские тепловые сети». Хотя это было очень сложно. Мы реализовали весь комплекс мероприятий, которые были заложены в плане социально-экономического развития, связанных со строительством и ремонтом инженерной инфрастуктуры города: например, в «Тепловых сетях» мы приступили к внедрению когенерационной установки, которая позволяет вырабатывать дешевую электроэнергию для собственных нужд, что существенно сэкономит затраты. Идет работа с австрийскими инвесторами по добыче газа на нашем Дергачевском полигоне. Прежние власти не могли найти фирм, которые бы захотели выступить инвесторами этого проекта. А газ там просто улетает или его поджигают — два раза мы гасили в этом году старый полигон. Мы передадим инвесторам и обслуживание старой свалки: откачку фильтрата, утилизацию, обваловку. В этом отношении сделан серьезный шаг.
Далее, мы получили в наследство ситуацию, связанную с отсутствием мест для захоронения. Летом их у нас оставалось буквально на несколько дней. Это держало город в очень большом напряжении. В государстве в целом эти вопросы плохо решаются, потому что судьба, например, такого города, как полуторамиллионный Харьков, зависит от каприза одного председателя сельсовета. Наши предшественники в этой проблеме запутались. И нам пришлось решать вопрос в авральном порядке — за несколько месяцев согласовать все, что связано с землеотводом под расширение 17-го кладбища, в рекордно короткие сроки сделать дамбу через овраг, дорогу, нарезку кварталов. Мы планируем пустить там маршрут, потому что кладбище выросло до таких размеров, что по нему надо уже на автобусе ездить. Не успели сделать ограждение, заасфальтировать все дороги — вошли в зиму, да и денег не хватило. Проблема осталась, но ее остроту удалось снять.
Сегодня практически невозможно развивать центр города из-за отсутствия электричества, других коммуникаций. Чтобы снять эту проблему, сейчас мы работаем с «Харьковоблэнерго» — подбираем им четыре участка для строительства трансформаторных подстанций. Мы благодарны Облэнерго за то, что они строят подстанцию на Алексеевке, которая даст возможность запустить новые станции метро, улучшить снабжение электроэнергией Алексеевского микрорайона.
— Метро строится?
— Да, мы продолжили строительство. К сожалению, облгосадминистрация теперь не считает нужным принимать в этом участие. Город же полностью вложил все запланированные средства в строительство. Недофинансировало государство — не удалось наполнить специальный фонд, и запланированные 25 миллионов гривен из госбюджета пока не поступили. Но городской голова сейчас ведет переговоры с правительством, и под конец года мы надеемся получить порядка 15-17 миллионов. Тех, которые не смогли освоить в других местах. Мы же их используем мгновенно: отдадим долги по зарплате метростроевцам и выкупим уже изготовленное электротехническое и другое оборудование для метро.
Уже в 2006 году пришлось срочно заняться проблемами здравоохранения — оно находилось в критическом состоянии. Больница «скорой помощи» — самая крупная и, может быть, одна из самых главных в городе. Отсутствие в ней нужного оборудования, медикаментов и квалифицированных кадров может стоить человеку жизни. На 2007 год запланировано приобретение компьютерного томографа для этой больницы, поскольку старый вот-вот может выйти из строя, а без него больница «скорой помощи» потеряет свою боеспособность. Проводится реорганизация взаимодействия больницы и автобазы с целью сокращения расходов и придания автобазе такого статуса, чтобы она действительно работала на «скорую помощь», а не возила пассажиров по маршрутам. Следующий год, как объявил мэр, будет в Харькове годом здравоохранения.
В этом году мы сдадим в эксплуатацию первый — за все время независимости! — жилой дом на улице Благодатной, 72 квартиры для тех, кому положено социальное жилье. Это первая ласточка… Часть квартир получат наиболее остронуждающиеся, а остальные квартиры — детям-сиротам. В 2007 году планируем сдать еще один дом — в нем получат квартиры около 80 «очередников». Его строительство уже начато. Мы впервые приступили к реализации того права, которое было предоставлено нам Кабмином, — взаимодействуем с заказчиками элитного жилья по поводу выделения квартир в фонд города. Как это для них ни печально… В январе будем распределять более 30 таких квартир учителям и врачам.
— Некоторые действия горисполкома вызывают конфликты — со строительными организациями, с собственниками киосков и рынков…
— Конфликты, которые возникли с подачи прошлой власти между застройщиками и населением, дошли до такого накала, что в некоторых микрорайонах люди были готовы на самые отчаянные действия! Мы не могли не стать на сторону жителей города. Пришлось принять ряд очень резких решений, связанных с прекращением подобных строек. В целом ряде случаев застройщики сами отказались продолжать стройки, поняв, что все свои действия они должны согласовывать с территориальной громадой. Там, где стройка уже зашла далеко и остановить ее фактически невозможно, мы пытаемся убедить строителей, чтобы они чем-то компенсировали жильцам окружающих домов неудобства и некоторые потери. Для этого создана согласительная комиссия, и уже есть случаи, когда такого компромисса удалось достичь. Нам удалось в целом изменить отношения жителей и строительных организаций.
Как показывают социсследования, практически 80% харьковчан поддерживают власти и в стремлении навести порядок в мелкорозничной торговле. Помните, в период «первоначального капитализма» в городе тоже была масса ужасных киосков? Тогда это было единственной возможностью как-то научить людей работать с налоговой службой, покупать, продавать, накопить какой-то первоначальный капитал. Людям надо было возрождаться из пепла. Когда же начали появляться магазины, роль киосков стала уменьшаться, и из центра они были удалены. Тогда этот процесс проходил гораздо спокойнее, чем теперь, когда наши предшественники снова дали возможность киоскам захватить город. Сегодня мы испытываем значительное сопротивление: ведь теперь приходится иметь дело уже не с отдельными мелкими собственниками одного-двух киосков, а с целыми синдикатами. У одного собственника уже по 80 киосков, половина из которых установлена незаконно, без платы за аренду земли, без договоров на вывоз мусора. Это целые универмаги, а они хотят жить по старинке! И это совсем иной уровень капитала, поэтому теперь они и защищаются более организованно. А что наша работа в этом направлении эффективна, доказывает рост поступлений в бюджет города от арендной платы за землю: с 63,3 миллиона гривен до 88 миллионов.
И еще один вопрос удалось сдвинуть с мертвой точки: мы вплотную подошли к проведению аукциона по продаже земли — опубликовано положение о предоставлении земли в аренду и продаже земли по аукциону. Это будущие наши серьезные доходы, планируем заработать на этом более 100 миллионов, хотя наши предшественники потрудились «эффективно» — земли для продажи уже не так много.
Конфликты, которые сейчас существуют, без сомнения, осложняют нашу работу. Но некоторых из них избежать было невозможно. Можно было бы, конечно, как делала прошлая городская власть, закрыть на все глаза и плыть по течению. Но — и это главный итог года! — нам удалось заложить основы многих дел, которые дадут результат в ближайшей перспективе.
Эффективный собственник, организация труда и конкуренция
Наверное, одной из самых важных для горожан сферой ответственности городских властей является жилищно-коммунальное хозяйство.
— Отмена тарифов, новые тарифы, общественные слушания, протесты, реформа — больше, чем об этой проблеме, наверное, ни о чем не говорят…
— Подготовка к проведению реформы была одной из самых объемных задач, какие мы решали в этом году в ЖКХ. Какой смысл был в предыдущем повышении тарифов на квартплату, если качество услуг не изменилось и не могло измениться? Поэтому мы эти тарифы и отменили. Нужны были новые методы управления жилым фондом. Какие? Мы попытались обобщить имеющийся опыт, изучить предложения самих жилищников, но, к сожалению, ничего конструктивного от них не получили. Существующее положение дел их вполне устраивало. Предыдущая власть тоже больше занималась имитацией деятельности в этом направлении. Слышали, наверное — СМИ выдавали это как что-то полезное и новое — что «с целью создания конкурентной среды» ЖЭКам были образованы частные ЖЭКи, общества совладельцев многоквартирных домов… А как может конкурировать частный ЖЭК на Салтовке с государственным на Алексеевке, если у них никак не пересекается поле деятельности?
— То есть для прошлого повышения тарифов никаких оснований не было?
— Надо отдать должное предыдущим нашим коллегам, что они заказали определенную версию реформирования специалистам Академии городского хозяйства. Но их наработки были в значительной степени теорией, разработка которой находилась на самой начальной стадии. Был концептуально сформулирован подход и названы направления реформирования: создать механизм, который сделал бы из города эффективного собственника, развить конкуренцию, создать условия рентабельности работы предприятий в жилищном хозяйстве и, наконец, были изложены определенные принципы организации труда работника в жилищной системе, когда он получает зарплату не за выход на рабочее место, а за фактически выполненную работу.
— Тарифы и рентабельность связаны между собой?
— И с конкуренцией тоже. Ни о какой конкуренции на убыточную работу не может быть речи, деятельность должна давать хоть незначительную, но прибыль. Особо учиться нам не у кого было — мы в стране первые. Начали с чистого листа: создали группу из числа наших специалистов, привлекли других, включая специалистов Академии городского хозяйства. Думали сначала провести эксперимент в одном из районов города — в Киевском. Но когда был выработан определенный алгоритм действий, оказалось, что этот подход не совсем целесообразен: подготовительные работы в одном районе сразу влекут за собой полное реформирование городских предприятий и их взаимодействия с жилищниками. Было принято решение внедрять реформу сразу во всем городе — это экономит и время, и затраты.
— Вы нашли способ сделать город «эффективным собственником»?
— До сих пор горсовет — юридический собственник жилого фонда — выступал в роли свадебного генерала. ЖЭО являлся одновременно и собственником (де-факто, потому что дома находятся на балансе у ЖЭКов, туда стекались деньги от населения), и распорядителем денег. Под нашим контролем, конечно, по программам, которые утверждаются горсоветом и райсоветами, но все ресурсы — у них в руках. Мы пришли к выводу: надо разделить те организации, которые собирают деньги, и те, которые оказывают услуги. Тогда, поскольку никто не будет платить сам себе, появится интерес контролировать работу и платить только за работу нужного качества. Такими организациями-заказчиками являются «Жилкомсервис», «Харьковгорлифт» и т. п. Эти предприятия и будут нашими представителями, через которых мы планируем повысить эффективность своей работы как собственника жилья.
К этому мы подключаем население путем восстановления работы домкомов — пока на общественных началах. На завершающем этапе это должно привести к созданию кондоминиумов и передаче домов жителям в собственность.
— А у кого заказывать работы? У тех же «безруких» ЖЭКов?
— Предприятий, занимающихся обслуживанием жилья, должно быть достаточно много. Мы увеличили число предприятий, которые работают на одном поле производства. Работа по уборке и благоустройству территорий, помимо ЖЭКов, поручается специально созданному предприятию городской коммунальной собственности — предприятию «Харьков-
благоустройство». Для создания конкурентной среды для ЖЭКов по обслуживанию внутридомовых систем мы тоже создаем в каждом из коммунальных предприятий, которые обеспечивают население теплом, горячей и холодной водой, канализацией, предприятия по обслуживанию домов. Если раньше теплосеть обслуживала магистрали до теплового узла дома, а все остальное, вплоть до батарей, обслуживал ЖЭК, то теперь этим вопросом будут заниматься и предприятия теплосети. Предприятия эти уже практически созданы — идет набор персонала. Теперь ЖЭКам, точно так же, как и всем остальным в жилищно-коммунальном секторе,
будет с кем бороться за клиентов.
— Проснемся утром в новом году — и в раю?..
— Нет, утром 1 января все пока останется на своих местах. Пройдут выходные и после праздников мы начнем поэтапно-постепенное совмещение… Это невозможно сделать одномоментно. Мэр заявил — и сделал это с полной ответственностью перед населением, что новые тарифы по квартирной плате, которые мы приняли на сессии горсовета, будут введены лишь с того момента, когда заработает реформа жилищного хозяйства, когда по-
явятся объективные условия для создания услуг нового качества. В январе-феврале — в большей степени в январе — будет проходить внедрение реформы в жизнь жилищного хозяйства, и, я думаю, население почувствует, что улучшение происходит.
Рекордные сроки и рекордные долги
— А насчет рая — думаю, нам в него не дадут попасть долги и тарифы на энергоносители. На эту тему много говорили, было в этом много неточностей, пустых разговоров и политических спекуляций. Долг, который был у предприятия «Харьковские тепловые сети», не нами накоплен — мы получили 140-миллионный долг в «наследство» от наших предшественников. Именно они в январе 2006 года заплатили за газ только 21%, в феврале — чуть больше… Мы же стали платить по 100, 103, 105 и более процентов. Но перекрыть долг не удалось. Многие уже забыли, при каком правительстве и почему газ стал стоить 95 долларов за тысячу кубов. Население тогда не сразу поняло, чем ему это грозит. Чего же стоит теперь критика повышения тарифов со стороны людей, бывших в тот период у власти, если их действия привели к таким долгам? Более того, если государство само повысило тарифы на газ, то оно обязано взять образовавшиеся долги на себя, перечислить средства в виде субвенций городским бюджетам, чтобы мы могли рассчитаться за них. Но правительство Еханурова от этой проблемы голову прятало в песок. А глава облгосадминистрации на коллегиях постоянно требовал от руководства города повысить тарифы на газ для населения, привести их в соответствие с экономически обоснованными.
— В шахматах это называется «вилка»?
— Да. Газовики наседали на город с требованием оплатить долги. Но на это мы пойти не могли. Для города это было бы полным разорением! Долг, который мы унаследовали, сопоставим с теми деньгами, которые заложены в бюджете на наши собственные полномочия на весь год. В бюджете на 2007 год из 1 440 миллионов гривен мы можем сами инициативно распорядиться только 208 миллионами гривен. Все остальное — «делегированные полномочия»: зарплата учителей, врачей, покупка медикаментов. Эти деньги невозможно направить на ремонт домов, улиц, мостов. А 208 миллионов все расписаны заранее на эти неотложные задачи. Нас толкали брать кредит. Но где взять залог под такую сумму и чем отдавать? Идя по этому пути, мы фактически должны были бы сделать город банкротом в 2007 году.
Итак, мы имеем: предприятия, находящиеся у нас в собственности, например ХТС, которое не может работать и которому мы обязаны установить экономически обоснованные тарифы. И имеем закон, по которому, если мы устанавливаем предприятию тарифы, не покрывающие его затраты, то мы же и обязаны компенсировать ему эту разницу из бюджета. Но покрыть эту разницу при возросших ценах на энергоносители городской бюджет не в состоянии! И имеем также главу облгосадминистрации, который на протяжении всего лета требует, чтобы мы — немедленно! — приступили к повышению тарифов для населения!
Поэтому мы заявляли, что ни в коем случае не будем повышать тарифы до тех пор, пока государство четко не назовет механизмы компенсации для потребителей, для населения, для бюджетных сфер. И это ведь тоже огромная проблема: медицинские учреждения, школы, детские сады — они же тоже должны платить по новым тарифам, а денег в бюджете на это не предусмотрено! Мы требовали, чтобы тарифы официально повысило государство, а глава облгосадминистрации, как представитель этого государства здесь, в Харьковской области, ставил эти вопросы перед правительством. Мы требовали предусмотреть компенсационные меры для населения в случае повышения тарифов. А время неумолимо шло…
— И наступил «час Х»…
— Да, наступил тот момент, когда времени уже не оставалось. Решение было вынужденным: начало отопительного сезона — 15 октября, 45 дней — минимальная по закону процедура принятия решения об установлении тарифов. Отнимите их — и вы получите тот день, когда в прессе были опубликованы новые тарифы… Без них и при наличии такого долга газовики о подписании с нами договоров на новый отопительный период даже разговаривать не хотели.
— Но даже при новых тарифах были сложности с подписанием договора?
— Мы вели переговоры — и мягко, и твердо, и просили, и требовали… Отмечу, что мы были вынуждены ввести не просто среднегодовой тариф, увеличить его в 2,45 раза — поставщик газа требует расплачиваться за газ в момент его потребления! Иначе в следующем месяце ты ничего не получишь! В теплые месяцы мы потребляли газа на 80 миллионов гривен в месяц, похолодает — потребление вырастет до 120 миллионов гривен и выше… Если бы мы сделали не сезонный, а круглогодичный тариф, то, даже при условии 100-процентной оплаты от населения мы собирали бы 50% необходимой для оплаты газа суммы. Где взять еще 60 миллионов? Кредит? За шесть месяцев зимы это — 360 миллионов!
— Повышение тарифов вызвало сильную негативную реакцию у жителей города…
— Другого выхода у нас не было…Я могу понять рядового жителя, который, не вникая особенно во все обстоятельства, сравнивает тарифы со своими низкими доходами и высказывает недовольство теми, кто их повысил. Но я не могу понять и оправдать главу облгосадминистрации, который «поддакивает» этому, раздувая негативное отношение и непонимание населением причин резкого повышения тарифов, не брезгуя получать на этом политические дивиденды… Он-то должен знать!
— Как население справляется с новыми тарифами?
— По основным коммунальным услугам оплата от потребителей более-менее удовлетворительная, вода, канализация — 80%. Несколько хуже ситуация по теплу — чуть более 50%. А газовщики требуют, чтоб мы заплатили хотя бы 80% стоимости потребленного газа. Поэтому мы в прошлом месяце брали кредит и в этом месяце снова, по-видимому, вынуждены будем взять до 30 миллионов гривен для ХТС. Под залог Дворца спорта. Чтобы выйти на показатель 80%. Это наша договоренность, которую мы обязаны выплатить, чтобы далее, в январе, у нас был газ. Но если не улучшится оплата населением, мы загоним себя в угол — дойдем до такого состояния, что брать уже кредит не сможем. Это огромные суммы — 15, 20, 30 миллионов... Поэтому мы очень надеемся, что харьковчане отнесутся к этому с гражданской ответственностью. Другого выхода пока нет.
— В 2007 году цена на газ уже будет не 95, а 130 долларов за 1000 кубометров.
— Да, это уже занятый плацдарм… И мне не приходилось еще видеть, чтобы с таких плацдармов отступали. Правительство, исходя из реалий отношений с Россией, будет разрабатывать меры по смягчению ситуации для населения. С 1 января вводится дифференцированная оплата на природный газ в зависимости от площади дома с газовым отоплением. Если в небольшом частном домике газа потребляется до 2,5 тысячи кубов, то его цена будет 393 грн. за 1000 кубов, если потребляется 12 тысяч кубов — а столько идет на обогрев коттеджа — то цена газа будет 1100 грн. Разница в суммарной плате за газ для маленького домика и для коттеджа будет более чем в 10 раз.
Сейчас оформление субсидий и льгот идет полным ходом — тех, которые предусмотрены для всей территории Украины. Кроме того, мы ввели местную льготу для 13 категорий граждан, которым государственная субсидия не положена. Собираемся потратить на это около 30 миллионов гривен из бюджета. Но в новом году у нас будет еще одна проблема: для бюджетных организаций стоимость газа будет такая же, как и для хозрасчетных предприятий — около 1000 грн. за 1000 кубов! А рост бюджета в следующем году будет примерно в 1,3 раза. Так что 2007 год тоже будет для нас очень непростым — даже увеличенные доходы бюджета не позволят нам оказать больше услуг населению и бюджетным организациям, они будут «погашены» ростом зарплат и ценой энергоносителей.
— Как вам работается с молодым мэром?
— У нас с Михаилом Марковичем разный жизненный путь. Михаил Маркович, у которого есть и политический опыт, полученный в Верховной Раде, и опыт предпринимательства, выработал целый ряд качеств, которые очень нужны мэру. Он очень быстро схватывает главное, у него прекрасная интуиция, что дает ему возможность многое предугадывать и принимать правильные решения. У меня много опыта, у него много новых мыслей. Он больше, чем я, склонен в чем-то рискнуть, что, с учетом хорошей интуиции, оправданно. Я считаю, что мы дополняем друг друга. Если мне его действия представляются не совсем правильными, я ему об этом говорю и мы советуемся. Иногда ему удается меня убедить в том, что его решение правильное. Иногда ему приходится корректировать свое… У нас нормальные отношения — мы не боимся высказывать свое мнение друг другу. Для работы это очень важно.
— Приближается Новый год. Где вы его собираетесь встречать?
— В последнее время я провожу его дома, с семьей. К нам приходят дети — у меня двое детей и двое внуков. До недавних пор я на постоянной, так сказать, основе был семейным Дедом Морозом. Теперь нас, мужчин, трое — вырос сын и появился зять — и мы эту роль играем по очереди, и в этом году — моя. Все воспринимают эту традицию с удовольствием. Елка будет… Подарки, дети — стихи, песни, танцы, все как положено!
Хочу пожелать и всем нашим дорогим харьковчанам встречать Новый год с оптимизмом. Хотя бы потому, что у нас есть правительство, которое способно управлять страной. Надеюсь, что мы сможем в 2007 году продвинуться по намеченному пути и улучшить жизнь жителей нашего города. Хотя уже очевидно, что конфликтов в 2007 году не избежать и, конечно, они мешают жить и работать. Поэтому желаю не поддаваться соблазну скоропалительных оценок. Счастья, здоровья, больших успехов, мудрости, терпения нам всем!
Прогноз на 2007 год

Объемы промышленного производства вырастут на 3%, количество инновационно-активных предприятий — на 6%. Внешнеторговый оборот возрастет на 14,3% и составит 2 млрд. долл. США. Поступления в горбюджет от приватизации и аренды коммунальных объектов превысят 70 млн. грн. Среднемесячная зарплата штатных работников вырастет на 15,4% и составит 1200 грн., среднемесячная пенсия вырастет на 11,5% и составит 580 грн. В городе появится 38,6 тысячи новых рабочих мест. Будет проложено 6 км водопроводных, 5,5 км канализационных, 27,5 тепловых, 12 км электрических сетей. Будет отремонтировано 1,4 млн. кв. км дорожного покрытия, приобретено 35 единиц спецтехники, введено в эксплуатацию 323,3 тыс. кв. м жилья — на 30% больше, чем в 2006 году.