Гость «Прямой телефонной линии» «ВХ» – главный специалист ГУ Госсанслужбы Украины в Харьковской области Татьяна Ефимова.

В классе должно быть не больше 30 человек


– Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Вам звонит Ксения Борисовна. Интересно, какими заболеваниями сейчас чаще всего болеют дети?

– Первое место в структуре детской заболеваемости в Харьковской области традиционно занимают заболевания органов дыхания, на втором месте находятся заболевания органов пищеварения, на третьем ежегодно меняются местами заболевания органов нервной системы и органов зрения – патология, которая обусловлена в том числе чрезмерной нагрузкой и нарушениями санитарно-гигиенических требований во время учебы в школе.

– Добрый день, меня зовут Елена Сергеевна. Татьяна Борисовна, просветите, пожалуйста: сколько малышей по нормам должно быть в группе детского сада и сколько школьников может быть в классе?
– По санитарно-гигиеническим требованиям в ясельной группе должно быть не более 15 малышей, в садовой группе – не более 20 детей. Что касается школ, наполняемость класса может быть не более 30 учеников, но при расчетах исходят также из нормы площади классных помещений на одного учащегося: школы могут размещаться в старых постройках или в приспособленных помещениях, где невозможно в классе разместить 30 учащихся.

– Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Вам звонит Владимир Алексеевич. Некоторые кабинеты и классы в школе моего внука кажутся мне слишком уж маленькими. Наверняка ведь есть санитарные нормы, в которых сказано, сколько квадратных метров полагается на каждого ученика?

– Санитарные нормы и правила регламентируют на одного ребенка 2,4 кв. м площади учебного помещения, но допускается и 2 кв. м. В лабораториях химии, физики, биологии норма площади на одного учащегося больше – 2,8 кв. м, информатики – 6 кв. м.

– К слову, а на каком расстоянии друг от друга должны быть расставлены компьютеры?

– Компьютеры в компьютерном классе должны расставляться по периметру, расстояние между ними должно быть не меньше метра – не от столов, а друг от друга.

Сколько уроков должно быть в школьном расписании


– Добрый день, Татьяна Борисовна. Вам звонит Инна Федоровна. Моя внучка идет в первый класс, и меня интересует, сколько уроков должно быть в школьном расписании в младших классах?

– Учебная нагрузка регламентируется количеством часов в течение недели. В течение пятидневной учебной недели без учета уроков физкультуры в первом классе должно быть 20 часов, во втором классе – 22 часа, в третьем-четвертом 23 часа.

– Здравствуйте. Татьяна Борисовна? Меня зовут Алла Михайловна. Моя внучка учится в выпускном классе. Скажите, пожалуйста, сколько уроков по санитарным нормам должно быть в 11-м классе? И еще, если позволите, вопрос: сколько времени по нормам должен тратить одиннадцатиклассник на домашние задания?

– При пятидневной неделе недельная учебная нагрузка должна быть не более 33 часов без физкультуры, но в течение дня должно быть не более 7 уроков. На выполнение домашних заданий должно быть потрачено не более 4 часов.

– Но в выпускном классе детям нужно готовиться к поступлению в вуз и, как правило, прозанимавшись почти до вечера в школе, одиннадцатиклассники учатся еще и дома, занимаются с репетиторами или в вузах на подготовительных курсах.

– Знания – знаниями, но нужно думать и о здоровье: не случайно к окончанию учебы в школе состояние здоровья детей ухудшается. Вполне понятно, что школьники стремятся поступить в вузы. Поэтому так важно учиться в течение всех школьных лет, чтобы в 11–м классе сутками не сидеть за уроками.

В детских садах кипятят даже пастеризованное молоко


– Добрый день, Татьяна Борисовна. Вам звонит Наталья Николаевна. Меня интересуют нормы питания детей в садике. Скажите, пожалуйста, на сколько килокалорий в день рассчитано меню детей в яслях и в садике?

– В яслях при трехразовом питании ребенок должен получать около 1200 кКал в день, в детском саду – около 1800 кКал.

– Неожиданно: это почти взрослая норма. А не многовато ли калорий для маленьких детей?

– Ребенок растет, очень много двигается, поэтому при правильном организованном режиме дня у него высокие энергетические потребности и энергетические затраты.

– Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Меня зовут Андрей. Подскажите, какие продукты запрещено готовить в столовых детских учреждений?

– В детских учреждениях запрещены мясо и яйца водоплавающих птиц, субпродукты, за исключением печени и языка, жирная свинина, речная и копченая рыба, грибы, соусы, перец, изделия с кремом, быстрого приготовления или во фритюре, газированные напитки, квас, кофе, сливочно-растительные масла, продукты, содержащие синтетические красители, ароматизаторы, подсластители, усилители вкуса, консерванты. В связи с высоким риском эпидопасности нельзя давать детям макароны по-флотски, пельмени и другие подобные блюда, не рекомендуются сложные многокомпонентные салаты. Нельзя заправлять блюда майонезом или уксусом. Способы термической обработки в детском учреждении должны быть щадящими: не допускаются жареные блюда; рубленные или порционные мясные и рыбные блюда должны подвергаться двойной термической обработке. В детском питании допускаются вареные колбасы, сосиски и сардельки, при этом ограничены категории этих продуктов (колбаса в детских учреждениях должна быть не ниже 1 сорта, сардельки и сосиски – не ниже высшего сорта) и их можно давать детям только после термической обработки. Молочные продукты – в том числе пастеризованные – должны обязательно подвергаться термической обработке. Без термической обработки в детских учреждениях допускается только молоко длительного хранения в тетрапаковых упаковках.

Ночью школьникам нужно спать


– Добрый день, Татьяна Борисовна. Вам звонит Николай Петрович. Моя 17-летняя внучка по 4-5 часов просиживает по ночам за компьютером. Меня интересует, сколько времени по санитарным нормам ребенок может проводить за компьютером?

– Безусловно, ночью и тем более такое длительное время ребенок не должен находиться возле компьютера, – это обязаны контролировать родители. Младшие школьники должны спать 9 часов, старшие не менее 8 часов. Существуют санитарные правила для работы в компьютерных кабинетах общеобразовательных заведений, и их можно принимать во внимание при работе ребенка за компьютером дома. Время работы за компьютером нормируется в зависимости от возраста ребенка. Самым маленьким детям можно находиться у монитора не более 20 минут, старшие могут непрерывно работать за компьютером не более получаса, после этого нужно делать перерывы и гимнастику для глаз.

Ребенок должен много пить


– Здравствуйте. Татьяна Борисовна? Меня зовут Татьяна. Сыну 4 года, в детский садик он пошел в 3 года, но весь год сильно болел: неделю ходим, две недели болеем. Может быть, вы посоветуете, как укрепить здоровье ребенка? Возможно, мы что-то делаем не так, если он так легко заболевает?

– Однозначно ответить на ваш вопрос невозможно: чтобы определить причину, нужно знать заключение врача о состоянии здоровья вашего ребенка.

– Врачи говорят, что никаких проблем в состоянии его здоровья нет.

– Не исключено, что ваши проблемы связаны с тем, что в группе, куда ходит ваш ребенок, превышена нормативная наполняемость. Скажите, сколько детей посещают группу, куда ходит ваш ребенок?

– В группу ходят 23 ребенка.

– По существующим нормативам граничная наполняемость группы должна быть не более 20 детей. Вот уже один фактор, который мог быть причиной заболеваемости вашего ребенка. Плюс, может, нарушается режим проветривания, уборок или в садик допускаются не совсем здоровые дети с катаральными явлениями, а у вашего ребенка недостаточно развит иммунитет, поэтому он чаще остальных детей в группе восприимчив к заболеваниям. Посоветуйтесь с педиатром, как укрепить его иммунитет. А еще я порекомендовала бы вам превентивные меры профилактики: одевать ребенка по сезону, для поддержания иммунитета кормить обогащенными витаминами и микроэлементами продуктами, соблюдать питьевой режим. Ребенок должен достаточно много пить – не меньше 1,5 -2 литров жидкости в течение дня. Дети очень активны, у них усиленно выделяется тепловая энергия, которую нужно обязательно компенсировать жидкостью.

Высокие растения на подоконник ставить нельзя


– Добрый день, Татьяна Борисовна. Меня зовут Неля Павловна. С началом учебного года классный руководитель, наверное, попросит родителей принести в класс цветы в горшках. А допускаются ли в классах растения?

– В учебном помещении растения должны быть обязательно. Они оказывают очень большую роль в создании микроклимата помещений: меняют ионный состав воздуха, выделяют кислород, сводят к минимуму возможные химические загрязнения воздуха. Но высокие стебли снижают уровень естественной освещенности класса, поэтому на подоконниках можно ставить горшки только с низкими растениями – до 15 см высотой. Крупные растения можно расставлять только в межоконных промежутках.

– Здравствуйте, Татьяна Борисовна. Меня зовут Ирина. В нашем детском садике решили организовать живой уголок. Скажите, в детских садах это разрешено?

– В санитарных правилах четкого запрета нет. Но в помещениях, где постоянно пребывают дети, – в группе, например, живые уголки не рекомендуются: и на животных, и на корма у любого из детей может быть аллергия. Кроме того, животное может травмировать ребенка. Поэтому живые уголки возможны в других помещениях, например, в фойе.

Личное дело
Татьяна Борисовна Ефимова родилась 25 июля 1975 года в Харькове. Училась в харьковской школе № 24, после школы год работала санитаркой в Институте общей и неотложной хирургии. В 1999 г. окончила Харьковский медицинский университет по специальности «Лечебное дело». В 2000 г. окончила интернатуру в Харьковской областной санэпидемстанции и приступила к обязанностям врача отделения гигиены детей и подростков Харьковской облСЭС. С 2003 г. была и.о. завотделением гигиены детей и подростков Харьковской облСЭС, с 2004 г. до конца 2012 г. работала завотделением гигиены детей и подростков Харьковской облСЭС. После реорганизации СЭС с 2013 г. по сегодняшний день – главный специалист ГУ Госсандслужбы Украины в Харьковской области.
Замужем, сыну 14 лет. Хобби – вязание.