Премьера киноленты «Депеш Мод» запланирована на конец сентября в «Боммере».

О том, как снимался фильм, рассказал его режиссер Михаил Лукьяненко.

— Михаил, идея экранизировать роман у вас появилась благодаря сыну. Расскажите эту историю.

— Мой сын учится в университете искусств. Он попросил меня снять его экзамен по сценречи. Я пришёл, начал снимать и на каком-то этапе понял, что смотрю не в камеру, а просто смеюсь над всем происходящим. Примерно через неделю мне пришла в голову мысль: почему бы это не экранизировать? По сути, мы экранизировали не роман, а только предпоследнюю главу «Ріка, що тече проти власної течії», которую они и читали на экзамене.

Мне близко и знакомо то, о чем написал Сергей. Мы с ним почти одногодки. Получился довольно забавный по времени формат — 51 минута. Я долго думал, к чему он относится - к полнометражному или короткометражному кино, а потом меня осенило: это же сериальный формат! Книга большая, и я очень надеюсь, если фильм найдет отклик у зрителей, из этого может получиться неплохой телепроект.

— До этого были знакомы с творчеством Сергея Жадана?

— Я слышал стихотворения, смотрел его выступления. Честно скажу, кроме этой книги, ничего другого Сергея не читал. Сначала я начал читать «Депеш Мод», потом все равно скачал аудиокнигу, начитанную самим Жаданом, и дальше знакомился с текстом посредством прослушивания. Все русскоязычные переводы, которые я находил, многое теряют: смысл доносится, а энергетика — не всегда. Жадан очень здорово пишет на украинском, но мне читать трудно, поэтому хочу сделать три версии фильма. Первая — «Без купюр», с ненормативной лексикой. Вторая — телевизионная, с запикиванием, а третья — озвученная в один голос на русском. В течение года планирую также прокатать фильм по фестивалям. Хотелось бы, например, попасть на Одесский кинофестиваль.

— Как долго снимали фильм?

— Месяца четыре. Процентов восемьдесят снято на кухне, как это и происходит в романе.

— Сложности на съемочной площадке возникали?

— Мы много дурачились — сама глава смешная. Обязательно на каждой съемочной площадке есть момент, когда «ловишь хохотуна». Заклинило, никто не может играть, все смеются. У нас такой момент был, когда снимали сцену, где Вася Коммунист сидит на холодильнике. Он должен был сказать единственное: «Навпомацьки», но не мог.

— Как Сергей Жадан воспринял идею экранизировать роман?

— Я ему написал на электронную почту, что хочу снять короткометражку. Он ответил: «А от меня что нужно?» Я написал, что нужно официальное разрешение на съемки, на что Сергей ответил: «Да снимайте ради бога!»

— Сценарий фильма писали вы?

— Не только. Я и сценарист, и режиссер, и костюмер, и звукорежиссер, и монтажер. И еще песню Степана Галябарды пришлось петь.

— Не было желания самому сняться?

— Было, и я его реализовал — на четыре секунды появляюсь в кадре. Играю роль Гоши — это такой хмурый дядя, который открывает дверь и говорит: «Вам чего надо?»

— Михаил, вы занимаетесь звукозаписью, рекламным бизнесом. «Депеш Мод» — ваш третий фильм. Как пришли в кино?

— Много лет назад я прочитал несколько рассказов белорусской писательницы Татьяны Замировской и подумал: «Какая галлюциногенная барышня! Вот бы что-то снять по ее произведениям». Спустя несколько лет, когда появилась возможность, я с ней списался по интернету и попросил разрешения на экранизацию. Она с удовольствием согласилась, но когда мы заканчивали работу, вдруг написала, что права на экранизацию принадлежат москвичам. Слава богу, они оказались нормальными ребятами. Проект некоммерческий — это только лишняя реклама книге. После выхода фильма Таня предложила экранизировать «Ограбление» — на него права никому не принадлежали.

— Есть уже идея нового кинопроекта?

— Да, сейчас активно идет подготовка. Очень хочу, чтобы это был полнометражный фильм. У нас в конце 1980-х — в начале 1990-х годов, как и в США, был сухой закон. И процветало подпольное производство алкогольных напитков. Эта тема, на мой взгляд, сегодня неоправданно забыта. Я прекрасно помню те времена — можно сделать хороший фильм по реальным историям, благо очевидцев достаточно.