Сегодня, 9 сентября, в конгрессе США состоится голосование по вопросу проведения военной операции против Сирии. Не перерастет ли конфликт в этой стране в масштабную войну, в которую будут вовлечены многие страны? С таким вопросм «ВХ» обратился к специалистам.

Затяжная весна или новый геополитический узел?

Первые антиправительственные выступления в Сирии напоминали выступления в Ливии, Тунисе, Алжире, Египте. Но все больше специалистов-международников приходят к мнению, что нынешние события – это формирование нового геополитического узла.
Как отмечает доцент кафедры международных экономических отношений ХНУ им. В.Н. Каразина Алексей Журавлев, формальным поводом, послужившим началом конфликта, стало недовольство населения авторитарным режимом президента Башара Асада.

– По отношению к несогласным с его политикой соотечественникам Ассад действовал жестче, чем Муаммар Каддафи в Ливии, – согласен с ним доцент кафедры, специалист по Ближнему Востоку уроженец Марокко Салах Гасим. При этом специалист признает, что с 2000 года, когда Асад после смерти отца был избран новым президентом, в Сирии были начаты реформы и экономика стала давать положительные результаты.

По мнению Алексея Журавлева, сирийского лидера вообще можно считать самым светским лидером на Ближнем Востоке. Он и его жена учились в Великобритании, что, несомненно, отпечаталось на стиле правления Асада. Но ситуацию в стране сильно усложняют нерешенные конфликты внутри государства и с соседними странами. Сирия – многонациональная страна, где, в том числе, проживет немало стремящихся к независимости курдов. Кроме того, в государстве до недавних пор мирно уживались представители разных религий: мусульмане разных направлений, иудеи и христиане. Хотя, по мнению специалистов, главная роль в затяжном конфликте все же принадлежит геополитике.

– В дестабилизации обстановки в Сирии заинтересованы как ее ближневосточные соседи Израиль и Саудовская Аравия, так и их союзник США, – считает Алексей Журавлев.
Недаром международные наблюдатели заметили, что в рядах оппозиционных сил, так называемой повстанческой армии, немало наемников из других арабских стран.

– Но о борьбе исламских радикалов здесь речь не идет, – говорит Алексей Журавлев. – Повстанческая армия слишком хорошо вооружена и организована для простых выходцев из народа. Скорее всего, наиболее боеспособные части формируются из наемных боевиков, которые направляются в Сирию из Саудовской Аравии и Израиля, чтобы подорвать режим нынешнего президента и ослабить ее экономическое и политическое влияние в регионе.

«Интересы США и России на Ближнем Востоке схожи»

По мнению ученых, Россия будет поддерживать Сирию, так как некогда поддерживала Иран.

– В этой ситуации напрашивается аналогия с Ираном, когда Запад и США обвиняли режим президента Махмуда Ахмадинежада в разработке ядерного оружия. Но ситуацию в Иране не довели до военного конфликта, в частности из-за позиции России в Совете безопасности ООН.

В связи с этим специалист не исключает, что после действовавшей в последние десятилетия политики «перезагрузки» в отношениях США и России сирийский конфликт вполне может привести к новой холодной войне.

По мнению доцента кафедры международных отношений Института востоковедения и международных отношений «Харьковский коллегиум» Владимира Безрученко, события в Сирии следует рассматривать исключительно как борьбу сверхдержав за политическое и экономическое влияние на Ближнем Востоке. Поэтому, после появления в Средиземном море крупных сил ВМФ США, Россия также направила туда свой отряд военных кораблей во главе с ракетным крейсером ЧФ «Москва». И не случайно в отношениях двух президентов на саммите «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге явно сквозил холодок.

– Интересы США и России на Ближнем Востоке схожи, – подчеркивает специалист. – Это стремление к экономическому и политическому влиянию в богатом нефтью регионе. На начальном этапе американцы могут нанести ограниченное количество ракетных и авиационных ударов ударов по сирийским военным объектам с целью облегчить действия оппозиции по свержению режима, а потом будут смотреть, как развиваются события.

Главная цель США — свергнуть Башара Асада.

Ученые ХНУ им. В. Н. Каразина тоже считают, что США прибегнут к точечным ударам по объектам сирийской армии даже при том, что в армии США, как и среди простых американцев, зреет антивоенное настроение.

– Сирия — единственная арабская страна, которая не надеялась на поддержку США и проводила свою политику на ближнем востоке, – аргументирует Салах Гасим.

Что касается Украины, то события в Сирии наши граждане почувствуют, лишь покупая бензин, говорят международники.

– Экономические отношения Сирии и Украины не настолько развиты, – отмечает Алексей Журавлев.

– В случае военного удара США по Сирии поползут вверх цены на нефть. Сирия не является крупным добытчиком нефти, но при масштабных военных действиях в нефтедобывающих странах цена на «черное золото» всегда взлетает, – уверен Салах Гасим.

Перерастет ли сирийский конфликт в войну цивилизаций?

Однако специалисты склонны считать, что война в Сирии не перерастет в войну цивилизаций, а останется ближневосточным локальным конфликтом. Который, правда, будет длится не один год, а значит, страна обречена на длительную разруху и нестабильность, независимо от того, кто будет у власти.

– Чтобы понимать сложность ситуации, нужно знать Восток, – говорит Салах Гасим. – Кроме перманентных междоусобиц здесь любой ценой будут цепляться за власть местные представители элиты. Примером этому могут служить страны, пережившие так называемую «арабскую весну»: Ливия, Египет. Похоже, что гражданские войны на Ближнем Востоке – это новые политтехнологии, о результатах которых мы узнаем только в будущем.

Владимир Безрученко считает, что в случае решения задачи по свержению сирийского президента, не исключен вариант направления американской агрессии на Иран. Европейские державы, члены блока «НАТО», по его мнению, скорее всего, в конфликт вмешиваться не будут.

Украина опровергает участие в сирийском конфликте

На днях посол Сирии Мохамед Саид Акиль заявил об участии граждан Украины, в частности крымских татар, в сирийской войне на стороне оппозиции. Хотя подтвердить свое высказывание фактами посол не смог.

– Украинская сторона неоднократно заявляла о поддержке решения конфликта в Сирии исключительно политико-дипломатическими средствами. Министерство иностранных дел Украины считает заявление М.С. Акиля неприемлемым и безосновательным и таким, что не соответствует характеру отношений между народами двух стран, – передает сайт Кабинета министров Украины реакцию МИДа.