Почему беспризорники 20-х годов прошлого века так рьяно служили в ЧК, НКВД, ОГПУ? С какой стати многие интеллигенты глотают горькую? Как строптивая прежде интеллигенция пришла к сотрудничеству с властью? 28 августа известный тележурналист Константин Кеворкян презентовал ответы на эти и другие вопросы в новом издании под названием «Книга о книгах. Очерки истории советской интеллигенции».

Эта работа – продолжение «Опасной книги», в которой Константин Кеворкян исследовал феномен нацистской пропаганды. Первое издание «Опасной книги» вышло в 2009 году.

– «Опасная книга» стала первой частью задуманной трилогии, – делится Константин Кеворкян. – Она выдержала два издания, получила неплохие отзывы прессы, была номинирована на ведущую в литературной жизни России премию «Просветитель».

Во второй книге автор решил говорить о родном отечестве и создал второе, дополненное иллюстративным материалом издание «Книга о книгах. Очерки истории советской интеллигенции». Вторая книга трилогии на примере Советского Союза отвечает на вопрос, как могут манипулировать сознанием.

– Это произведение о наших любимых книгах и писателях, о стране, в которой мы выросли, о том, как мы ее уничтожили и почему отечественная интеллигенция обречена повторять одни и те же ошибки, – рассказывает автор.

В отличие от «Опасной книги», в основе «Книги о книгах» лежит своего рода литературоведческий анализ.

– Опираясь на книжные, литературоведческие штампы эпохи, на литературное представление и мироощущение советского интеллигента, я взял на себя смелость находить общие типиченые явления, которые определяли наши стереотипы, — подчеркнул на презентации автор. – Также в книге есть слой исторической хронологии. Я использовал различные источники: дневники, мемуары, письма культовых персонажей эпохи, которые определяли мировоззрение и давали моральную санкцию на то или иное событие в жизни нашей страны. Кто эти люди и почему они имели право на моральную санкцию, является одним из предметов анализа этой книги. Кроме того, я взял под сомнение концепцию «шестидесятничества», которая сейчас определяет идеологическую физиономию эпохи. О шестидесятничестве всегда говорят с придыханием, называют «хрущевской оттепелью», но при более подробном анализе шестидесятничество, на мой взгляд, дает картину весьма интенсивных, я бы сказал, бурьяноносных заблуждений, которые привели нас сейчас к идеологическому, моральному краху. Чтобы посягнуть на «святое», мне приходилось каждую строку и каждый тезис подтверждать ссылками на первоисточники.

Второе издание «Книги о книге» Константин Кеворкян собирается сделать сокращенным, оно будет называться «Крах шестидесятничества» (так называется и последняя глава книги). Тираж первого издания «Книги о книге» 500 экземпляров, но в продажу оно не поступит, а будет передано в библиотеки региона.