
Двенадцать лет назад 11 сентября весь мир был шокирован трагическими событиями в США, когда два самолета врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и еще один – в здание Пентагона в округе Арлингтон, штат Вирджиния. В тот день жертвами терактов стали около трех тысяч человек. Очевидцем тех событий стала харьковчанка, историк Инна Симонова.
«Близнецы» были национальным символом страны
Изначально ВТЦ представлял собою комплекс из семи зданий. Архитектурной доминантой были две башни, каждая по 110 этажей: Северная – высотой 417 м и Южная – 415 м. Некоторое время по окончании строительства башни-близнецы числились высочайшими небоскребами в мире.– Здесь располагались представительства пятиста мировых компаний, включая центральные офисы шести крупнейших банков и пяти инвестиционных компаний. Это был центр делового Нью-Йорка, где работали около 50 тысяч человек, и еще 200 тысяч человек ежедневно посещали в качестве гостей и туристов, – рассказывает Инна Симонова. – В Южной башне на 107-этаже была открыта обсерватория. В Северной башне между 106-м и 107-м этажами находился фешенебельный ресторан «Окна в мир», который считался самым «высотным» пунктом питания в мире. На площади перед «близнецами» был сооружен фонтан в виде вращающегося шара, сюда приходили в обеденный перерыв люди, чтобы, сидя на лавочках, съесть свой ланч, по вечерам в конце рабочей недели выступали с концертными программами оркестры. Нижние этажи здания ВТЦ были отданы под многоуровневый книжный магазин-гигант «Бордерс» – размерами с авиационный ангар. Башни- близнецы были национальной гордостью Америки.

Во время трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года Инна Симонова работала в качестве «визитинг-ученого» в архивах Колумбийского университета над рядом исторических проектов, основанных на неопубликованных материалах из архивов и библиотек США. Накануне, 8 сентября, в Нью-Йорке стартовала Неделя моды, где принимал участие Валентин Юдашкин, впервые представлявший модельеров из стран бывшего СССР. А 11 сентября в 11 утра должен был состояться показ одного из знаменитых американских дизайнеров Оскара де ла Ренты.
– В 8 утра в приподнятом настроении я собиралась на этот показ, краем глаза поглядывая на экран работавшего телевизора, – рассказывает харьковчанка, которая в это время жила на Манхэтене. – Вдруг вижу– горит какая-то башня. Наверное, подумала я, СNN решил сделать сюжет к годовщине пожара на Останкинской телебашне в Москве, который произошел в конце августа 2000 года. А потом присмотрелась... да это же нью-йоркские «Близнецы»! Ведущий говорил, что в одну из башен Всемирного торгового центра врезался самолет и в здании начался пожар. А потом прямо в прямом эфире самолет врезается во вторую башню. Ужасные кадры, которые потом облетели весь мир: языки пламени, дым, люди сгрудились на крышах башен, выпрыгивают вниз... И через какие-то полчаса башни начали рушиться.
Инна бросилась звонить мужу. Тот отправился на работу – в офис инвестиционной компании, который находился в 100 м от эпицентра трагедии. Однако телефон не отвечал – сотовая связь прервалась. Тогда она побежала к Колумбийскому университету.
– По дороге сразу бросилось в глаза, что нью-йоркцы массово бросились покупать продукты: сразу же выстроились огромные очереди, корзины доверху наполнялись хлебом, водой, консервами... В магазинах перестали принимать кредитные карточки – просили только наличными. Банкоматы не работали, – вспоминает женщина. – Люди высыпали на Бродвей, пытались связаться по телефону с родными, но мобильная связь не работала. В небе кружили вертолеты, транспорт не ходил... Впервые американцы почувствовали свою уязвимость.
На земле толстым слоем лежал пепел
Инна снова и снова пыталась дозвониться мужу – безрезультатно. В то утро он добирался к месту работы на метро.

– Выйдя на станции «Уорлд трейд сентер/ Парк плейс», он попал в людское море – пассажиры не решались выходить на поверхность, – вспоминает Инна. – Поднявшись из подземки, муж увидел, что огромное стекло в здании, где располагался его офис, дало трещину, рядом лежали осколок двигателя самолета, который врезался в первое задние Близнецов. В офисе поступила команда: всем спуститься в подвал, но большинство сотрудников кинулись из здания на улицу, среди них оказался и мой муж. И тут башни начали рушиться...
По улице бежали люди, многие из них были ранены. Магазины брошены владельцами, двери распахнуты, окна разбиты. Из припаркованных на мостовой машин взрывная волна сделала слоеный пирог, а на земле толстым слоем лежал серый пепел.
– Транспорт не ходил, и только к вечеру муж добрался домой, – говорит Инна.
Поражал невероятный подъем патриотизма
На следующий день Инна пошла на Юнион-сквер, который превратился в огромный мемориал.
– В те дни поражал невероятный подъем патриотизма среди американцев, чувство сплоченности, гордость за героизм, проявленный пожарными, спасателями. Всюду пестрели американские флаги, люди приносили цветы, ставили свечи, металлические ограждения вокруг лужаек были завешаны плакатами, фотографиями пропавших людей. А в руках, на майках, бейсболках – американские флаги, – рассказывает Инна. – Да и на улицах обычно улыбчивые, жизнерадостные американцы вмиг посерьезнели.

…Сегодня на месте эпицентра трагедии создается Национальный мемориал 11 сентября. На месте разрушенных башен-близнецов ВТЦ возвышается новый 104-этажный небоскреб – Башня Свободы – самое высокое здание на территории Западного полушария и третье по высоте в мире, завершение строительства которого запланировано на 2014 год.
Американцы требуют нового расследования трагедии 11 сентября
– 11 сентября 2001 года оставило шрам на сердце каждого из американцев, – уверена Инна Симонова. – Практически каждого гостя – из другого ли штата или из-за рубежа – житель Нью-Йорка обязательно приводит на «граунд-зиро», место трагедии, которое сейчас превратилось в грандиозный мемориал.