Бытует мнение, что у Харькова, крупного промышленного центра, весьма скучный и невыразительный архитектурный облик. Однако это далеко не так. Стоит только поднять голову, чтобы рассмотреть в лице города изысканные черты.

11 сентября в одной из арт-кофеен открылась фотовыставка-загадка Игоря Головаша из серии «Невидимый Харьков».

– Тема выставки «Застывшая музыка в античной архитектуре» не случайна, – говорит куратор выставки Наталья Нечипуренко. – Экспозиция посвящена 20-летнему юбилею международного музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи», главная идея которого – возвращение Харькову статуса центра культуры и классического искусства. Античная архитектура Харькова лучше всего отображает дух классической музыки. Мы хотим еще раз напомнить, что Харьков не серый город, который многие воспринимают исключительно как столицу конструктивизма. В нашем городе жили архитекторы, которые очень любили классику и античность. Эта любовь видна на фасадах наших домов. Стоит только поднять голову – можно увидеть архитектурные излишества. Когда люди обращают на это внимание, в них просыпается чувство патриотизма, они начинают изучать Харьков, его архитектуру и историю.

Как родилась идея


Фотограф Игорь Головаш – художник с «наследственностью»: его отец – известный харьковский художник-график Юрий Головаш много работ посвятил Харькову.

– Я долгое время работал и продолжаю работать в международном туризме, – рассказывает Юрий Головаш. – Однажды я проводил экскурсию по Будапешту, и вдруг один из туристов задал вопрос: «А что это?» Я поднял голову и увидел, что из каменных окон на нас смотрят каменные люди. Я удивился – провожу здесь экскурсии не первый год и ничего не замечал. Так у меня родилась идея сделать проект «Невидимый Харьков».

Шедевры над головами


Впервые проект появился около двух лет назад в одной из харьковских газет в виде фотоконкурса. Автор задался целью обратить внимание и харьковчан, и гостей города на шедевры, которые находятся буквально у них над головами.

– Первая моя выставка состоялась в период Евро-2012 в Харьковской областной галерее «Искусство Слобожанщины». Отзывов было много, – вспоминает фотограф. – Одна посетительница написала: «Всегда считала Харьков серым, невзрачным городом. Вы заставили меня поднимать голову».

Гермес не успел осерчать на Харьков


Сейчас в коллекции Игоря Головаша более тысячи изображений городских объектов. Проект «Невидимый Харьков» был показан на нескольких выставках. Все они тематические. Тема первой выставки Игоря Головаша – атланты и кариатиды, которые, как выясняется, «прописаны» на улицах Сумской, Мироносицкой, Дарвина, на Полтавском шляхе.

– Другая тема проекта была посвящена хранителю нашего города – греческому богу торговли Гермесу, – рассказывает автор. – Гермес символизировал доход, поэтому его скульптурами декорировали свои строения доходные дома, банки и другие финансовые учреждения. Даже шулеры считали Гермеса своим богом, потому что тоже получали доход. Невзирая на революции, войны, бомбежки, на харьковских зданиях до сих пор осталось очень много изображений бога Гермеса и его атрибутов – обвитого двумя змеями жезла и шлема с крыльями. Кстати, жезл со змеями изображен и на гербе Харькова. Гермес часто встречается на бекетовских зданиях, есть он и у других архитекторов – например на здании Александра Ржепишевского на улице Рымарской. Одно из самых знаменитых наших зданий - Дом саламандры, на Сумской, 17, петербургского архитектора Николая Веревкина. Там тоже можно найти сонм богов, среди которых есть и Гермес. На одной из моих фотографий, сделанных несколько лет назад, видно, что скульптура уже начала осыпаться. Я тогда еще сказал: «Если Гермес упадет – Харькову не поздоровится: бог обидится». Благо относительно недавно фигуру отреставрировали.

Автор не указывает адреса


Есть у Игоря Головаша тема «Харьков – город мистический». Одна из ее изюминок – Дом с химерами архитектора Покровского. На этом здании масса элементов: рыцарские гербы, химеры, саламадры, волки, совы, лисы, а еще на самом верху здания (и об этом знают даже не все краеведы, уверяет фотограф) есть шахматные фигуры: пешки, тура, ферзь.
Темы «Невидимого Харькова» разные, но главное, в чем автор не изменяет себе на протяжении всего проекта – загадочность. Игорь Головаш признается, что посетители частенько предъявляют ему претензии: почему под его фотографиями нет адресов зданий, которые он снимал. Однако он принципиально не подписывает свои работы, чтобы харьковчане и гости города сами научились видеть шедевры зодчества.

На саламандру надели ошейник


Харьков пока еще богат архитектурными изысками. Однако глядящие на нас с высоты архитектурные шедевры, пережив войны и революции, страдают от нынешнего невежества и варварства. Бич фасадов – кондиционеры, антенны, интернет-провода, вывески. Такие вещи, говорит Игорь Головаш, в Европе и даже в Западной Украине недопустимы: нарушителю грозят огромные штрафы. А еще исторические ценности недолюбливают некоторые «новаторы».

– Недавно я увидел, что на готическую саламандру, как выразились мои экскурсанты, надели «золотой ошейник» – на ней появилась огромная золотая вывеска вуза, который находится в здании. Золото на готике смотрится, честно говоря, аляповато, – говорит Игорь Головаш. – Я рад, что успел сфотографировать некоторые харьковские объекты до Евро-2012. С одной стороны, благодаря чемпионату у нас обновились фасады. Есть дома, которые отреставрировали очень удачно, в частности, очень хорошо окрашен дом на углу проспекта Правды и Сумской. Но при этом в Харькове окрасили кирпичные здания – к примеру здание исторического музея. Я с трудом представляю, каким будет московский Кремль, если его покрасить желтой краской. Есть так называемый кирпичный стиль, и каждый кирпич имеет значение. У этого кирпича особый обжиг – он не боится ни дождя, ни снега. Такие дома нельзя красить, но в Харькове, к сожалению, окрасили немало домов: получилось ярко, но утрачен стиль, а ведь его нужно сохранять. К сожалению, есть объекты, которые мы теряем безвозвратно. С одной стороны, очень радует то, что на здании института микробиологии и иммунологии имени И. И. Мечникова отреставрировали грифонов. Но, с другой стороны, барельефы просто побелили. А барельефы белить нельзя: у барельефа должен быть фон. На здании института Мечникова был желтый фон и на нем несколько барельефов – белые фигурки. Когда барельефы и фон одного цвета, снизу вообще не видно, что изображено на барельефах. На здании одного из корпусов Харьковского национального университета городского хозяйства имени А. Н. Бекетова на улице Революции покрасили кариатид – такое впечатление, что побелили чуть ли не из шланга. Между тем, прежде чем приступить к покраске, объект нужно сначала очистить. Еще несколько таких покрасок – и вы не увидите у кариатид ни глазных яблок, ни прорезей между пальцами, ни ушных раковин.

Скульптуры плачут по-настоящему


Фотограф рассказывает, что на здании на ул. Сумской, 51 с начала прошлого века живет целое архитектурное семейство: скульптуры отца, матери и семи плачущих дочерей на выданье. Девушки плачут потому, что никак не могут выйти замуж. Однако, как выясняется, слезы у них текут не всегда: на щеках невест сделаны специальные углубления, и по ним стекает вода, когда идет дождь. Но в последние годы невест изрядно подпортили.

– У некоторых скульптур уже нет щек, у некоторых сломаны челюсти. К сожалению, они плачут по-настоящему – от боли и горя, – уверен Игорь Головаш. – Все знают, что в Брюсселе есть писающий мальчик, а в 1997 году там появилась и писающая девочка. Так вот, и в Харькове в нескольких местах есть подобные мальчики и девочки – такой эффект получается во время дождя, когда по фигуркам стекает вода. Однако не все они сохранились. На знаменитом доме Александра Ржепишевского, на ул. Рымарской, 19, были две античные вазы в окружении ангелов. Недавно их сняли. Я слышал, что их якобы будут восстанавливать, но краеведы говорят, что замеров никто не делал. Очень хочется верить, что их вернут.