Год действия политической реформы привел к полному параличу всех ветвей власти и системному политическому кризису на Украине. Такое заявление сделал, подводя итоги 2006 года, Комитет избирателей Украины.

Двухпартийная система еще больше расколет общество
«Неоправданно долгие и болезненные коалиционные переговоры, формирование большинства в Верховной Раде на безыдеологической, конъюнктурной основе; голосование всех без исключения фракций вопреки предвыборным обещаниям и положениям подписанного Универсала Национального единства; постоянная борьба за полномочия между ветвями власти; немотивированные назначения и отставки должностных лиц; спекуляции вокруг проведения референдумов по разным вопросам; принятие бюджета, который стал заложником социального популизма одних и корпоративных интересов других — это совсем не то, за что голосовали украинские избиратели на президентских выборах в 2004 году и на парламентских в 2006-м». Кризисные явления не прошли мимо местных органов власти, в наибольшей степени это касается Киевского городского совета, говорится в заявлении Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» (КИУ). Конституционный суд, который теоретически мог бы разрешить большинство возникших в прошлом году политических коллизий, все это время безмолвствовал. КИУ в создавшейся ситуации усматривает только один выход: проведение в 2007 году внеочередных выборов президента, депутатов Верховной Рады, новых выборов в местные советы и выборов городских голов в тех регионах, где кризисная ситуация налицо. Избирательные кампании Комитет избирателей Украины предлагает развести во времени. А к новым выборам следует идти с внесенными изменениями в законодательство о выборах и уточненными списками избирателей. По мнению КИУ, это, безусловно, болезненный и непростой процесс, но доверие избирателей — дороже. Вернуть его можно только путем перевыборов. Где взять средства на новые выборы, если в бюджет 2007 года они не заложены? Председатель Харьковского областного отделения КИУ Михаил Камчатный говорит, что «нынешний Кабинет министров в состоянии в ручном управлении перенаправить ресурсы на выборы».
Состоятся все-таки новые выборы в ВР в этом году или нет — вопрос из области непредсказуемого. Варианты развития событий: 50 на 50. Сегодня наиболее заинтересованы в новых выборах две политические силы: БЮТ и Партия регионов. По словам Камчатного, эти две фракции могут договориться и проголосовать за внесение поправок в Закон «О выборах»: повышение проходного барьера в парламент до 7%, запрет идти на выборы блоками. Если проходной барьер будет повышен, в стране скорее всего сложится двухпартийная система. Михаил Борисович ничего хорошего в этом не видит: «Как представителя третьего сектора, меня такая ситуация не устраивает, она еще больше расколет наше общество. Эти партии ссылаются на то, что в цивилизованных странах двухпартийная система, но там же устоявшаяся демократия, там вопросов нет. А у нас?»…
Новые выборы провести можно, но не факт, что после них в стране все наладится: нардепы поставят интересы «пересичных» украинцев выше своих собственных бизнес-интересов, отменят все свои льготы и вообще начнут работать на благо народа. Если выборы в 2007 году состоятся, нужно создавать конституционную ассамблею, желательно «без привлечения народных депутатов», подчеркивает Михаил Борисович. Ученые, специалисты по конституционному праву, которые войдут в нее, должны будут написать новую «нормальную» конституцию.
— Вполне возможно, что мы повторим путь Польши, где была принята сначала «малая» Конституция, по которой они пожили, посмотрели, что в ней не так, а затем написали новую Конституцию и на всенародном референдуме приняли. Наши депутаты уже не говорят, что народ имеет право принимать конституцию, они закрепили за собой такое право. О народе ни слова! Конституция должна приниматься только на всеукраинском референдуме. Естественно, должен быть изменен закон о референдуме 1992 года, который никуда не годится — по нему мы 10 дней должны голосовать.
Депутаты-списочники не понимают, чем им заняться в местных советах
Весной 2006 года украинцы впервые выбирали депутатов во все уровни власти исключительно по пропорциональной системе. Если год назад еще можно было гадать о полезности реформы для простого человека, то спустя 12 месяцев уже точно можно утверждать: «народные избранники» стали еще более далеки от своего народа. Выразилось это в том, что исчезли как явление депутатские приемные. Михаил Камчатный вспоминает, что незадолго до выборов 2006 года в Национальном университете им. В.Н. Каразина проходил «круглый стол», на котором народный депутат Алла Александровская убеждала его в том, что политические партии откроют приемные во всех районах Харькова. Как показала жизнь, декларировать — это одно, а воплощать в жизнь — совсем другое. «Они поняли, что никакой ответственности за это не несут — ни политической, ни законодательной. Если бы в законе было четко прописано, что партия обязана открыть свои приемные во всех административно-территориальных единицах и вести прием граждан хотя бы раз в месяц, было бы другое дело».
Михаил Камчатный поддерживает пропорциональную систему выборов в ВР, но подчеркивает, что практика формирования «закрытых списков» никак не представляет интересы простых граждан. Он считает, выход может быть такой: в перспективе создание двухпалатного парламента либо голосование с преференциями. Партии выносят свои списки на обсуждение избирателей: кому представлять партию в высшем законодательном органе страны, выбирают избиратели. Это будет стимулировать партии закреплять за собой округа в регионах и работать с населением, говорит председатель Харьковского областного отделения КИУ. «Я сомневаюсь, что это возможно сейчас, учитывая те политические силы, которые представлены в парламенте. Вы понимаете, это невыгодно ребятам с капиталом, а их там большинство». Михаил Борисович предлагает уменьшить количественный состав городского совета. Харьков можно было бы условно разбить на десять округов. Десять депутатов работали бы профессионально на госслужбе. «Не сто человек, а десять с головой хватит, и у нас с вами не будет проблемы с выбором».
Эффективность местных советов ниже, чем советов прошлых созывов, говорит Михаил Камчатный: «Я уверен, что многие депутаты местного уровня до сих пор не понимают, что им там делать и чем заниматься. Учитывая, что там основная масса предпринимателей, неважно, какого цвета, они предприниматели по своей сути, и они думают о том, как бы земельки отхватить лишний кусочек и как бы с кем договориться. Больше они ни о чем не думают… Я например не знаю, что сделала Яна Клочкова для нашей громады за время депутатства. Меня не интересуют ее спортивные достижения, она профессионал в этом вопросе, я восхищаюсь ею, она четырехкратный олимпийский чемпион. А что она делает в горсовете, скажите мне, пожалуйста?» КИУ всерьез намерен выяснить, чем же занимаются в городском совете известная пловчиха и ее не столь известные широкой общественности коллеги-депутаты. Комитет избирателей направит обращения народным избранникам с просьбой предоставить общественной организации отчет о своей деятельности. Представители КИУ заметили активизацию местных депутатов, они уже «начинают просыпаться и понимать», что надо налаживать контакт с народом. Причина — слухи о том, что выборы в местные органы власти могут состояться уже в 2008 году, если будут приняты соответствующие поправки в Конституцию.
Чтобы оценить работу мэра, нужно дать ему поработать на этом посту год, убежден Михаил Камчатный. 26 марта Комитет избирателей планирует провести опрос 600-700 харьковчан. Это будет опрос «первого встречного», прохожим зададут три вопроса: как они оценивают работу мэра, что они отметили положительного и отрицательного в городе за время пребывания в кресле городского головы Михаила Добкина. Такой опрос уже проводился в Харькове в 2003 году относительно мэра Шумилкина. Уже весной харьковчане смогут сравнить результаты деятельности двух градоначальников за первый год после избрания.