Роспись стен – давняя идея харьковского художника-графика Юрия Сосницкого.

Он вынашивал ее еще в раннем детстве – порывался разрисовывать стены в собственной квартире, но его настенному творчеству препятствовали родители. Теперь он с радостью делает это в общегородских масштабах. Правда, и теперь художник расписывает не все, что ему хочется.

– Я начал расписывать здания за год до начала Евро-2012, когда городские власти начали основательно заниматься благоустройством города, приводить в порядок все неблагоустроенные участки, – рассказывает преподаватель художественного отделения детской школы искусств, член Национального союза художников Украины Юрий Сосницкий. – Я предложил несколько своих идей, и они понравились.

Живописец мечтает разукрасить свой район


Работы Юрия Сосницкого можно увидеть, например, на зданиях в небольшом парке на ст. метро Пролетарская, на улице Второй пятилетки, на фасаде КП «Водоканал». В ближайшей перспективе художника две работы: роспись здания КП «Комплекс по вывозу бытовых отходов» на проспекте Гагарина и фасада жилого здания за Дворцом бракосочетания. А еще художник мечтает украсить рисунками здания в районе Холодной горы, где он живет.

– Это очень оживленная и застроенная часть города, здесь очень мало яркого и красивого, поэтому хотелось бы привнести сюда что-нибудь свое, особенно во дворы, – говорит художник.

Эскиз нужно утвердить


Прежде чем взяться за работу на коммунальных зданиях, художник утверждает свои идеи с главами департаментов горсовета, с руководителями районов. Первые его работы были простыми: яркими и не слишком концептуальными. Сейчас рисунки стали глубже.

– Я направлен на сюрреалистическую модель рисунка, на фантастический жанр, чтобы работа не была слишком поверхностной, но в то же время радовала глаз, – делится Юрий Сосницкий.

Художнику нужно быть еще и верхолазом


Юрий Сосницкий рисует в основном аэрозолями. Художник уверяет, что эти краски на стенах достаточно надежны: долго остаются яркими и могут держаться около десяти лет. Самое масштабное полотно, которое довелось разрисовывать Юрию Сосницкому – стена здания «Водоканала» площадью 150 квадратных метров.

– Директор «Водоканала» сказал мне: «Нужно покрасить эту стеночку», – вспоминает художник. – Когда я увидел «стеночку» – ее площадь меня немного испугала. Но я всегда сначала пугаюсь, а потом всегда берусь.

Однако масштабы – это только один нюанс его работы. Юрий Сосницкий декорирует стены на разной высоте, поэтому ему приходится быть не только художником, но и верхолазом.

– Самая высокая моя роспись была на высоте 12 метров, – делится Юрий Александрович. – Сначала было очень страшно – я никогда не рисовал на такой высоте. Но через неделю-другую уже привыкаешь работать привязанным, в качающейся люльке и на лесах.

У Юрия Сосницкого всегда есть зрители и советчики


– Примерно 99% харьковчан довольны моей работой, хотя говорят: «Очень красиво, но лучше бы власти на эти деньги порог у подъезда починили». Конечно, бывают недовольные (таких за время моей работы было пару человек). Как правило, рассказывают мне о политическом состоянии страны, что в принципе не должно касаться художника. Не могу сказать, что им не нравится моя работа, просто есть люди, которым вообще все не нравится, – считает Юрий Сосницкий. – Есть у меня и немало помощников. Часто мне хотят помочь дети. Я никому не отказываю, если рисунок находится еще на начальной стадии: пусть брызнут разок аэрозолем, а если что-то получится не так – потом подправлю. Активно помогают харьковчане и идеями. Я редко к ним прислушиваюсь, потому что идеи у всех абсолютно разные. Но бывают и очень дельные подачи, особенно если среди моих зрителей попадается профессионал-художник. А главное пожелание от зрителей – «Нарисуй меня». Я отвечаю, что нарисовать могу, но снизу изображение не будет угадываться. «Значит, нарисуй крупно», – следует очередное пожелание. Или просят, например, нарисовать солнышко. Главное – никому не отказывать, иначе человек обидится, поэтому я обещаю, что обязательно нарисую. Если рисую город с силуэтами людей, могу сказать просителю, который каждый день проходит мимо здания, что третий силуэт справа – это как раз он. Но многим этого мало. Иногда прохожие начинают мне позировать – такое чаще всего случается под вечер, если мимо здания, на котором я работаю, идут очень веселые люди. В принципе, эта работа вообще очень веселая и предполагает общение с людьми: каждый день час-полтора у меня уходит только на разговоры. Харьковчанам нужно, чтобы я все им рассказал: что будет нарисовано, где и что я уже расписывал, какое здание собираюсь разрисовать и кто заказал эту работу.