В выходные дни у тех, кто не очень сильно устал от веселья, не хочет расставаться с елкой и оливье и в состоянии «допраздновать» самый любимый праздник, есть повод отметить Старый Новый год.

В череде новогодних праздников уже были отмечены Католическое Рождество (25 декабря) — «предновогодняя репетиция», светский Новый год (31 декабря), церковный праздник Рождество Христово (7 января) и начало Святок. Теперь очередь за совершенно необычным праздником — «альтернативным» Старым Новым годом.
Традиция отмечать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января возникла в России после 1918 года, когда было введено новое летоисчисление — переход с юлианского («старого стиля») на григорианский («новый») календарь, по которому сейчас живет практически весь мир. Поэтому 1 января по старому стилю превратилось в 14 января по новому. На григорианское летоисчисление (благодаря реформе календаря папой Григорием XIII) вся Европа перешла еще в XIX веке, удалив из календаря лишние 13 дней. Россия же сделала это только с приходом советской власти: Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 года после 31 января 1918 года шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.
Этот праздник признают и отмечают преимущественно в тех странах, где православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем. Например в Сербии, где местное население незамысловато называет этот международный праздник «Сербский Новый год». Юлианского календаря придерживается не только Сербская православная церковь, но также Грузинская и Иерусалимская. Старый Новый год празднуют и в Швейцарии: жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу папы римского Григория XIII и до сих пор отмечают праздник по-старинке: в ночь с 13 на 14 января.
Старый Новый год популярен в бывших республиках Советского Союза, население которых всегда с радостью использует дополнительный повод порадоваться жизни: «Мы оливье смешаем с виски и встретим Новый год по-свински!»
На Украине новогодний вечер называли Васильевым — в честь святого Василия Кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому что ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним застольем. Считалось: как человек встретит новый год, таким будет для него и весь наступающий год. Поэтому хозяйки соревновались в кулинарном мастерстве: на столе дымились жареные домашние колбасы, фаршированная птица, заливная рыба, закуски, блины с подливкой и пироги. А в центре стола истекал жиром целиком зажаренный поросенок — это мясо из-за плодовитости свиньи воспринималась как символ урожайности.
«На Василия» — Старый Новый год — готовили обрядовую «щедрую» или «богатую» кутью, на которую не жалели орехов, кураги, изюма, заправляя ее смальцем или самыми густыми сливками. Именно поэтому этот вечер и назывался Щедрым («постную кутью» готовили шестого января на Сочельник).
Праздник сопровождался щедрованием: ближе к полуночи ватаги молодежи — щедровщики — обходили деревню, поздравляя стихами и песнями хозяев домов в обмен на угощения. Каждая семья ожидала настойчивых колядующих, подготовив для них конфеты и пряники. Распространенным был и обряд посевания, пришедший из дохристианских времен, когда наши предки встречали новый год весной, с надеждами на добрый урожай. Целые «посевальничьи» группы детей превращали этот обряд в настоящий спектакль: «У доброго мужика родись рожь хороша: колоском густа, соломкой пуста!» Разбросанные ими зерна тщательно собирали и при посеве смешивали с семенами — посыпальные зерна «указывали», какие именно хлеба дадут богатый урожай.
Для девушек ночь с 13 на 14 января — время гаданий. В народе верили, что ворожба в такое время обязательно сбудется (хотя традиции святочных гаданий противоречат православной вере). Всю ночь напролет юные создания, озабоченные своей судьбой, наливали на воду растопленный воск, бросали за ворота башмачки (куда направлен его носок — в ту сторону и замуж отдадут), смотрели в зеркала со свечкой, пытаясь увидеть в мутном омуте стекла суженого-ряженого.
Суженые действительно были ряжеными: считалось, что в святочные ночи появляется всякая нечистая сила, чтобы запугивать православных. Поэтому в городах устраивали маскарады, наряжаясь под леших, злых духов, привидений и мертвецов.